Лингвострановедческий словарь «Россия».

Пушкин А.С./C1-C2: различия между версиями


Версия 13:34, 24 июля 2018

Pushkin s.jpg
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич

Великий русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Энциклопедическая справка

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье (см. дворянин) 26 мая 1799 г., в Москве, где провёл детские годы. Прадедом Пушкина по материнской линии был африканец, сподвижник Петра I, Абрам Петрович Ганнибал. От него Пушкин унаследовал смуглую кожу, тёмные кудрявые волосы и «взрывной» темперамент. Сначала воспитывался дома французскими гувернерами и няней Ариной Родионовной. Уже ребёнком Пушкин хорошо знал французский язык, интересовался литературой, его первые поэтические опыты были написаны по-французски. В 1811 г. родители отправили сына учиться в лицей, который был открыт в Царском Селе в окрестностях Петербурга. Царскосельский лицей был мужским учебным заведением, предназначенным, главным образом, для подготовки высших государственных чиновников (см. чин). Свободная атмосфера лицея благотворно повлияла на будущего поэта. Здесь Пушкин встретил друзей – И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, с которыми был близок до конца жизни. Лицеисты издавали литературные журналы, многие писали стихи. Пушкин был признан первым поэтом среди лицеистов. На одном из экзаменов он читал свои стихи в присутствии знаменитого поэта XVIII в. Г.Р. Державина, который увидел в юноше незаурядный поэтический дар. Талант молодого Пушкина оценили и другие литераторы старшего поколения: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Первым опубликованным произведением Пушкина было стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 г.).

В лирике лицейского периода большое место занимают стихотворения, посвящённые дружбе и любви, радости жизни, событиям русской истории, в частности – Отечественной войне 1812 года.

В 1817-1820 гг., после окончания Лицея, Пушкин жил в Петербурге, служил в Коллегии иностранных дел, посещал петербургские литературные кружки, был знаком со многими членами тайных обществ, будущими декабристами. В эти годы в его произведениях появляется тема «вольности святой», неприятия самодержавия как государственного устройства, протест против крепостного права («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). В 1820 г. он закончил большую поэму по мотивам народных сказок «Руслан и Людмила», которая принесла ему широкую известность. В этом же году за антиправительственные стихи Пушкин был отправлен на службу в Бессарабию. Он жил в Екатеринославе, в Кишинёве, на Кавказе и в Крыму. Постоянно был под наблюдением полиции, его письма вскрывались, отчеты о его поведении посылались в Петербург. В эти годы Пушкин написал несколько романтических поэм («Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др.), множество лирических стихотворений, начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Много общался с офицерами, членами «Южного общества» декабристов. 1820-1824 гг. в литературоведении принято называть южной ссылкой поэта.

В 1824 г. был уволен со службы и сослан в имение отца Михайловское под Псковом, где пробыл два года. В этот период Пушкин отошёл от романтического мировосприятия, изображения исключительной личности. Предметом его поэзии стала обычная жизнь соседей-помещиков, сцены деревенского (см. деревня) быта. Он также много размышляет об историческом прошлом России, о роли личности в истории, пишет трагедию «Борис Годунов». В Михайловском Пушкин узнал о восстании декабристов, многие из которых были его друзьями. Позднее посвятил им стихотворения «Арион», «В Сибирь» и некоторые строфы романа «Евгений Онегин». В 1826 г. по решению нового императора Николая I, ставшего личным цензором поэта, был возвращён из ссылки, ему было разрешено проживание в Москве и в Петербурге. В Москве Пушкин встретился с Натальей Николаевной Гончаровой, которая в 1831 г. стала его женой. В 1829 г. самовольно ездил на Кавказ, чтобы встретиться с друзьями, сосланными в действующую армию за участие в восстании декабристов. По впечатлениям этой поездки написал «Путешествие в Арзрум». С 1830 г. и до конца жизни поэт жил в Петербурге. Осень 1830 г. провёл в своем имении Болдино в Нижегородской губернии. За три месяца там были написаны «Маленькие трагедии», цикл повестей в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», много лирических стихотворений. В произведениях Пушкина появляется новый герой – ничем не примечательный «маленький человек». Выражение болдинская осень, став крылатым, употребляется, когда говорят о наиболее плодотворном периоде в чьей-либо творческой биографии.

В 30-е гг. Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин» (1831 г.), много работал над прозаическими произведениями на темы русской истории ХVIII столетия. После поездки в 1833 г. на Волгу и на Урал он написал историческое сочинение «История Пугачёва» и повесть «Капитанская дочка», посвящённые крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва. Центральной темой поздних произведений Пушкина (поэма «Медный всадник», роман «Дубровский») стал конфликт личности и государства.

В последние годы жизни Пушкина значительно расширился круг его профессиональных интересов. Он занимается не только литературным творчеством, но и критикой, издательской деятельностью, изучает историю России. В 1836 г. начинает издавать журнал «Современник», который отражал его литературные вкусы и в котором он начал публиковать свои произведения. В эти годы обострился конфликт поэта с высшим светом, в частности из-за желания императора Николая I постоянно видеть при дворе жену поэта, считавшуюся одной из первых петербургских красавиц, украшением светских балов. Н.Н. Пушкина была окружена поклонниками, одним из них был приемный сын голландского посланника Геккерна – Жорж Дантес, вызывающее поведение которого заставило Пушкина защищать свою честь на дуэли. 27 января 1837 г. в пригороде Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса, поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Общество восприняло смерть Пушкина как национальную трагедию. Поэт был похоронен в Святогорском монастыре недалеко от Михайловского.

В культуре

В 1880 г. в Москве на общественные деньги был установлен первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина. Позже памятники великому русскому поэту были установлены в Петербурге и других городах страны (Киеве, Кишенёве, Пскове, Ростове-на-Дону, Минске, Твери и пр.). В Москве, в Петербурге, в Михайловском и многих других местах, где жил или бывал поэт, созданы литературные музеи. Самые знаменитые из них – мемориальный музей-квартира Пушкина в доме на р. Мойке в Петербурге; Национальный парк-заповедник Михайловское; музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве. Каждый год в день рождения поэта, 6 июня, любители творчества Пушкина собираются в Москве у его памятника на Пушкинской площади и читают стихи. Пушкинский праздник поэзии проходит в этот день в Михайловском.

В России Пушкин считается вершиной русской культуры, безусловным авторитетом и эталоном для людей разных поколений, профессий, уровня образования. Об этом свидетельствуют высказывания выдающихся деятелей литературы и искусства: слова поэта А.А. Григорьева «Пушкин – наше всё»; слова В.Ф. Одоевского, назвавшего Пушкина «солнцем русской поэзии» (из некролога на смерть поэта); утверждение Н.В. Гоголя, что Пушкин – «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет!»

Пушкин объединил разные стилистические пласты русского языка, в своих художественных творениях синтезировал книжную и разговорно-обиходную речь, освободил литературный язык от искусственных запретов и канонов, чем открыл путь для его естественного саморазвития. Так был создан тот литературный русский язык, на котором говорят и пишут по сей день. Произведения Пушкина воспринимаются читателем как написанные на современном русском языке: временная дистанция почти не ощущается.

Изучением творчества Пушкина занимается особая отрасль литературоведения – пушкинистика. Огромными тиражами издаются не только произведения Пушкина, но и работы пушкинистов. Стихи и проза Пушкина включены в программу средней школы по литературе. Драматические произведения Пушкина не сходят со сцены русского театра, получая новые интерпретации. В XX в. по произведениям Пушкина были сняты художественные, телевизионные и анимационные фильмы.

Многие лирические стихотворения поэта положены на музыку и стали романсами. Пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где одинаково важны и музыка, и поэтическое слово. Стали классикой русского и мирового оперного репертуара «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского.

В 1930-е годы Б.В. Асафьевым были написаны балеты по пушкинским поэмам «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и по повести «Барышня-крестьянка»; в 1949 г. Р.М. Глиэр написал балет «Медный всадник». Именем Пушкина названы улицы и площади многих городов России. Оно присвоено Музею изобразительных искусств (см. Пушкинский музей), Государственному институту русского языка, театрам в разных городах страны. Пушкинским Домом называется Институт русской литературы Российской академии наук.

Имя поэта, названия его произведений и имена персонажей используются в современной России как «обречённый на успех» бренд (в центре Москвы находится ресторан «Пушкин», популярен шоколад «Сказки Пушкина», конфеты «Золотой петушок», водка «Александр Пушкин», игральные карты «Пушкин» и т. д.), хотя присвоение таких названий бытовым товарам и предприятиям сферы обслуживания многими воспринимается как некорректное.

В языке и речи

Произведения Пушкина стали источниками нескольких сотен крылатых слов. Они воспроизводятся в самых разных ситуациях, используются как эпиграфы, как названия газетных и журнальных статей и т.д. Среди самых известных: названия произведений – Скупой рыцарь и Пир во время чумы; цитаты – Мороз и солнце; день чудесный!; Что пройдёт, то будет мило; Любви все возрасты покорны; Выпьем с горя; где же кружка?; Что день грядущий мне готовит?; Куда, куда вы удалились?; Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад; Ужасный век, ужасные сердца; Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать; Там русский дух, там Русью пахнет (см. также Александр I, «Борис Годунов», Евгений Онегин, «Евгений Онегин», Татьяна Ларина, Пётр I, Пугачёв Е.И.).

Медиатека

Тексты

  1. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник» (отрывок)

Караоке

  1. Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина. Вступление. Художественное чтение (фрагмент)

Видеосюжеты

  1. Руслан и Людмила. Опера М.И. Глинки (фрагмент)
  2. Борис Годунов. Спектакль по трагедии А.С. Пушкина (фрагмент). 1999
  3. Театр на Таганке отмечает 10-летие

Интерактивные задания

Фразеология

  1. А.С. Пушкин о Петербурге

Прецедентные феномены

  1. Петербург в поэме А.С Пушкина «Медный всадник»
  2. Поэты и писатели о Петербурге
Строка 37: Строка 37:     
= Медиатека =
 
= Медиатека =
= Тексты =
+
== Тексты ==
    
# [[Медиатека:Медный всадник. Вступление_C1-C2|А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник» (отрывок)]]<br />
 
# [[Медиатека:Медный всадник. Вступление_C1-C2|А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник» (отрывок)]]<br />