Версия 12:38, 3 августа 2017
царь
статья в работе
Титул монарха, лицо носящее этот титул.
Энциклопедическая справка
Слово царь восходит к латинскому caeser, затем – к общеславянскому цесарь, изменившемуся в ходе фонетических процессов.
Титул царя был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (см. Иван Грозный). Во время церемонии венчания на царство митрополит Макарий возложил на него крест, золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. Владимир Мономах), а затем совершил обряд миропомазания: миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святого». С этого момента царь считался помазанником Божиим. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава – золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. Пётр I) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал Петербург, коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе Московского Кремля. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с XVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга.
Русские цари вели своё происхождение от варяжского (см. варяги) князя Рюрика и поэтому именовались Рюриковичами. Последним из Рюриковичей был бездетный царь Фёдор Иоаннович (1557-1598 гг.) В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Фёдорович Романов – представитель знатного боярского (см. боярин) рода. С него началось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. Вторым представителем Романовых на русском троне был его сын – Алексей Михайлович (Тишайший). От его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Пётр I, который в 1721 г. принял титул императора. С этого времени слово царь перестало употребляться в официальном именовании монарха.
Последним русским царем (императором) был Николай II, после отречения которого (во время Февральской революции 1917 г.) Россия перестала быть монархией. Потомки династии Романовых в настоящее время живут за границей, некоторые из них считают себя наследниками русского престола, что является по сути символическим.
В русском культурно-историческом сознании царь воспринимался как наместник Бога на земле, отец нации. Его называли царь-батюшка, а также государь, царь-государь и государь-батюшка. Слово государь близко по значению к существительному господин, которое, в свою очередь, имело значение «правитель, обладающий высшей властью, повелитель».
В культуре
В языке и речи
Слово царь имеет переносное значение. Царём (чего-либо) называют того, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении: царь леса – дуб, царь птиц – орёл, царь-рыба. Отсюда название стоящих в Московском Кремле и выдающихся по своим размерам и красоте – «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Определение царский употребляется в значении «роскошный, великолепный», например, царским подарком называют очень дорогой и ценный подарок. Слово по-царски имеет значение «щедро» (например, наградить по-царски) или – обычно в кулинарии – «изысканно» (уха по царски, блины по-царски).
Широко распространены фразеологизмы: при царе Горохе, то есть очень давно; без царя в голове – о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке; олух царя небесного – глупый человек, простофиля, бездельник, который ждет милости от Бога (Царя Небесного).
Медиатека
Репродукции
- Н.С. Шустов. «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов»
|
|
Строка 9: |
Строка 9: |
| | | |
| Титул ''царя'' был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (см. [[Иван Грозный]]). Во время церемонии ''венчания на царство'' митрополит Макарий возложил на него [[Крест|крест]], золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. [[Владимир Мономах]]), а затем совершил обряд ''миропомазания'': миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святого». С этого момента царь считался ''помазанником Божиим''. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава – золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. [[Пётр I]]) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал [[Петербург]], коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе [[Московский Кремль/C1-C2|Московского Кремля]]. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, [[Дмитрий Донской|Дмитрия Донского]], Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с XVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга. | | Титул ''царя'' был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (см. [[Иван Грозный]]). Во время церемонии ''венчания на царство'' митрополит Макарий возложил на него [[Крест|крест]], золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. [[Владимир Мономах]]), а затем совершил обряд ''миропомазания'': миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святого». С этого момента царь считался ''помазанником Божиим''. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава – золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. [[Пётр I]]) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал [[Петербург]], коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе [[Московский Кремль/C1-C2|Московского Кремля]]. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, [[Дмитрий Донской|Дмитрия Донского]], Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с XVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга. |
| + | |
| + | Русские цари вели своё происхождение от варяжского (см. [[Варяги|варяги]]) [[Князь|князя]] Рюрика и поэтому именовались Рюриковичами. Последним из Рюриковичей был бездетный царь Фёдор Иоаннович (1557-1598 гг.) В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Фёдорович Романов – представитель знатного боярского (см. [[Боярин|боярин]]) рода. С него началось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. Вторым представителем Романовых на русском троне был его сын – Алексей Михайлович (Тишайший). От его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Пётр I, который в 1721 г. принял титул императора. С этого времени слово ''царь'' перестало употребляться в официальном именовании монарха. |
| + | |
| + | Последним русским царем (императором) был [[Николай II]], после отречения которого (во время Февральской революции 1917 г.) Россия перестала быть монархией. Потомки династии Романовых в настоящее время живут за границей, некоторые из них считают себя наследниками русского престола, что является по сути символическим. |
| + | |
| + | В русском культурно-историческом сознании царь воспринимался как наместник Бога на земле, отец нации. Его называли ''царь-батюшка'', а также ''государь'', ''царь-государь'' и ''государь-батюшка''. Слово ''государь'' близко по значению к существительному ''господин'', которое, в свою очередь, имело значение «правитель, обладающий высшей властью, повелитель». |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |