Лингвострановедческий словарь «Россия».

Раскол/C1-C2: различия между версиями


Версия 08:28, 27 июля 2017

Raskol new.jpg
раско́л

статья в работе

Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.

Энциклопедическая справка

К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской церкви, осознавшей себя в качестве главной твердыни православия и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Всё это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ересей, то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, Москва как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.

Всё это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков).

Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.

Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянин) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на Север, в Заволжье, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения (или «огненные крещения»). Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены.

Главным результатом раскола, его драматическим итогом, явилось действительное церковное разделение – образование особой ветви православия в виде старообрядчества. Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать не вероисповедание, а определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.

В культуре

Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова.

В языке и речи

Полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.

Медиатека

Репродукции

  1. Крестное знамение старообрядцев
  2. Современное православное крестное знамение
  3. Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  4. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу
  5. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра
  6. С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»
  7. Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»
  8. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
  9. В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»

Фотографии

  1. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь
  2. Саккос патриарха Никона
  3. Памятник протопопу Аввакуму
  4. Памятник патриарху Никону
Строка 37: Строка 37:  
# [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br />
 
# [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Нестеров. Аввакум Петрович (протопоп)|В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»]]<br />
    
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==