Станисла́вский Константи́н Серге́евич
Русский актёр и режиссёр, теоретик и реформатор сценического искусства. Настоящая фамилия Алексеев.
Энциклопедическая справка
Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в Москве в семье крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский институт восточных языков и начал службу в семейной фирме. В юношеском возрасте увлёкся театром, играл в любительских спектаклях в домашнем «Алексеевском кружке». С 1885 г. выступал под псевдонимом Станиславский. В 1886 г. был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. В 1888 г. стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ) с постоянной драматической труппой. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром.
В 1897 г. в ресторане «Славянский базар» произошла знаменитая встреча Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (драматурга, театрального педагога и критика), на которой они обсудили состояние современного российского театрального искусства и сформулировали задачи создания нового театра, его будущий репертуар и художественные принципы. Год спустя, 14 октября 1898 г., постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» новый Московский художественный театр (см. МХАТ) открылся. В его труппу вошли ученики Немировича-Данченко и актёры-любители Московского общества искусства и литературы.
В последующие годы Станиславский работал как актёр и режиссёр, сотрудничал с А.П. Чеховым и Максимом Горьким. По отзывам современников, шедеврами Станиславского на мхатовской сцене стали роли: Астров (пьеса «Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вершинин (пьеса «Три сестры» А.П. Чехова), Гаев (пьеса «Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Сатин (пьеса М. Горького «На дне»).
Система работы актёра над ролью и над собой, которую он разработал, – «система Станиславского» – заслужила мировое признание. Согласно концепции Станиславского, в театре всё должно быть подчинено созданию единого художественного образа пьесы. Поэтому в актёрском ансамбле все равны, нет «главных» и «премьеров», на сцене от актёров требуется не способность к имитации, а владение искусством переживания в момент творчества. Декорации пьесы, костюмы, свет, звук также должны работать на психологически верное восприятие пьесы зрителем.
Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в созданную им в 1912 г. при МХТ Первую студию. В 1918 г. он возглавил Оперную студию Большого театра, впоследствии ставшую Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. После тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г., врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г., сосредоточась на теоретических изысканиях и на занятиях в Оперной студии. В 1935 г. открылась последняя – Оперно-драматическая – студия Станиславского. Практически не покидая своей квартиры, он встречался с актёрами, превратив репетиции в актёрскую школу. Умер в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1918 г. Станиславский возглавил Оперную студию Большого театра, которая позже стала Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. После тяжёлого сердечного приступа в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г. врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г.
Умер К.С. Станиславский в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2014 г. в Москве у МХАТа был установлен памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко (скульптор – А.В. Морозов).
В культуре
Станиславский – автор книг: «Моя жизнь в искусстве» (американское издание – 1924 г., русское – 1926 г.) и «Работа актёра над собой» (1938 г.).
Станиславский стал прототипом одного из героев «Театрального романа» М. А. Булгакова.
В языке и речи
По свидетельству современников, Станиславский – автор фраз Театр начинается с вешалки – это значит, что в театре важно всё, спектакль начинается с момента входа зрителей в здание театра. И фраза Не верю! – так режиссёр говорил во время репетиции актёрам, если их игра не соответствовала его представлениям об образе. В наше время эти выражения стали крылатыми и используются в речи интеллигенции, обычно иронически, при выражении отношения к какому-либо событию.
Медиатека
Репродукции
- Н.П. Ульянов. «К.С. Станиславский за работой»
Фотографии
- К.С. Станиславский в роли Вершинина в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
- К.С. Станиславский в роли Сатина в спектакле по пьесе М. Горького «На дне»
- К.С. Станиславский в роли Гаева в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- К.С. Станиславский в роли Аргана в спектакле по пьесе Ж.Б. Мольера «Мнимый больной»
- К.С. Станиславский
- Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко в Москве
|
|
(не показано 7 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в [[Москва|Москве]] в семье крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский институт восточных языков и начал службу в семейной фирме. Ещё в юношеском возрасте увлёкся театром, играл в любительских спектаклях в домашнем «Алексеевском кружке». С 1885 г. выступал под псевдонимом ''Станиславский''. В 1886 г. был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. В 1888 г. стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ) с постоянной драматической труппой. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром. | + | Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в Москве в семье крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский институт восточных языков и начал службу в семейной фирме. В юношеском возрасте увлёкся театром, играл в любительских спектаклях в домашнем «Алексеевском кружке». С 1885 г. выступал под псевдонимом Станиславский. В 1886 г. был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. В 1888 г. стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ) с постоянной драматической труппой. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром. |
| | | |
− | В 1897 г. в ресторане «Славянский базар» произошла знаменитая встреча Станиславского и '''В. И. Немировича−Данченко''' (драматурга, театрального педагога и критика), на которой они обсудили состояние современного российского театрального искусства и сформулировали задачи создания нового театра, его будущий репертуар и художественные принципы. Год спустя, 14 октября 1898 г., постановкой трагедии '''А. К. Толстого''' «Царь Фёдор Иоаннович» новый Московский художественный театр (см. [[МХАТ]]) открылся. В его труппу вошли ученики Немировича−Данченко и актёры−любители МОИиЛ. | + | В 1897 г. в ресторане «Славянский базар» произошла знаменитая встреча Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (драматурга, театрального педагога и критика), на которой они обсудили состояние современного российского театрального искусства и сформулировали задачи создания нового театра, его будущий репертуар и художественные принципы. Год спустя, 14 октября 1898 г., постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» новый Московский художественный театр (см. [[МХАТ]]) открылся. В его труппу вошли ученики Немировича-Данченко и актёры-любители Московского общества искусства и литературы. |
| | | |
− | В последующие годы Станиславский работал как актёр и режиссёр, сотрудничал с [[Чехов А.П.|А. П. Чеховым]] и [[Максим Горький|Максимом Горьким]]. По отзывам современников, шедеврами Станиславского на мхатовской сцене стали роли: Астров (пьеса «Дядя Ваня» А. П. Чехова), Вершинин (пьеса [[Три сестры (пьеса)|«Три сестры»]] А. П. Чехова), Гаев (пьеса [[Вишнёвый сад (комедия)|«Вишнёвый сад»]] А. П. Чехова), Сатин (пьеса М. Горького [[На дне (пьеса)|«На дне»]]). | + | В последующие годы Станиславский работал как актёр и режиссёр, сотрудничал с [[Чехов А.П.|А.П. Чеховым]] и [[Максим Горький|Максимом Горьким]]. По отзывам современников, шедеврами Станиславского на мхатовской сцене стали роли: Астров (пьеса «Дядя Ваня» А.П. Чехова), Вершинин (пьеса «Три сестры» А.П. Чехова), Гаев (пьеса [[Вишнёвый сад (комедия)|«Вишнёвый сад»]] А.П. Чехова), Сатин (пьеса М. Горького «На дне»). |
| | | |
− | Разработанная им система работы актёра над ролью и над собой, так называемая ''система Станиславского'', заслужила мировое признание. Согласно концепции Станиславского, в театре всё должно быть подчинено созданию единого художественного образа пьесы. Поэтому в актёрском ансамбле все равны, нет «главных» и «премьеров», на сцене от актёров требуется не способность к имитации, а владение искусством переживания в момент творчества. Декорации пьесы, костюмы, свет, звук также должны работать на психологически верное восприятие пьесы зрителем.
| + | Система работы актёра над ролью и над собой, которую он разработал, – «система Станиславского» – заслужила мировое признание. Согласно концепции Станиславского, в театре всё должно быть подчинено созданию единого художественного образа пьесы. Поэтому в актёрском ансамбле все равны, нет «главных» и «премьеров», на сцене от актёров требуется не способность к имитации, а владение искусством переживания в момент творчества. Декорации пьесы, костюмы, свет, звук также должны работать на психологически верное восприятие пьесы зрителем. |
| | | |
− | Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в созданную им в 1912 г. при МХТ Первую студию. В 1918 г. он возглавил Оперную студию Большого театра, впоследствии ставшую Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича−Данченко. После тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г., врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г., сосредоточась на теоретических изысканиях и на занятиях в Оперной студии. В 1935 г. открылась последняя − Оперно−драматическая − студия Станиславского. Практически не покидая своей квартиры, он встречался с актёрами, превратив репетиции в актёрскую школу. Умер в Москве в августе 1938 г., похоронен на '''Новодевичьем кладбище'''. | + | Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в созданную им в 1912 г. при МХТ Первую студию. В 1918 г. он возглавил Оперную студию Большого театра, впоследствии ставшую Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. После тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г., врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г., сосредоточась на теоретических изысканиях и на занятиях в Оперной студии. В 1935 г. открылась последняя – Оперно-драматическая – студия Станиславского. Практически не покидая своей квартиры, он встречался с актёрами, превратив репетиции в актёрскую школу. Умер в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. |
| | | |
− | Станиславский − автор книг: «Моя жизнь в искусстве» (американское издание − 1924 г., русское − 1926 г.) и «Работа актёра над собой» (1938 г.). | + | В 1918 г. Станиславский возглавил Оперную студию [[Большой театр|Большого театра]], которая позже стала Музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. После тяжёлого сердечного приступа в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г. врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г. |
| + | |
| + | Умер К.С. Станиславский в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. |
| + | |
| + | В 2014 г. в Москве у МХАТа был установлен памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко (скульптор – А.В. Морозов). |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | В 2014 г. в Москве у МХАТа установлен памятник Станиславскому и Немировичу−Данченко (скульптор А. Морозов). Станиславский стал прототипом одного из героев «Театрального романа» '''М. А. Булгакова'''.
| + | Станиславский – автор книг: «Моя жизнь в искусстве» (американское издание – 1924 г., русское – 1926 г.) и «Работа актёра над собой» (1938 г.). |
| + | |
| + | Станиславский стал прототипом одного из героев «Театрального романа» М. А. Булгакова. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | По свидетельству современников, Станиславский − автор фраз ''театр начинается с вешалки'' (то есть в театре важно всё, спектакль начинается с момента входа зрителей в здание театра) и ''Не верю!'' (так режиссёр говорил во время репетиции актёрам, добиваясь от них убедительности сценического образа). В наше время эти, ставшие крылатыми, слова используются преимущественно в среде [[Интеллигенция|интеллигенции]] и, как правило, иронически при выражении отношения к какому−либо культурному событию, его организации, а также − к заведомо ложной информации. | + | По свидетельству современников, Станиславский – автор фраз ''Театр начинается с вешалки'' – это значит, что в театре важно всё, спектакль начинается с момента входа зрителей в здание театра. И фраза ''Не верю!'' – так режиссёр говорил во время репетиции актёрам, если их игра не соответствовала его представлениям об образе. В наше время эти выражения стали крылатыми и используются в речи интеллигенции, обычно иронически, при выражении отношения к какому-либо событию. |
| + | |
| + | = Медиатека = |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека: Ульянов Н.П. «К.С. Станиславский за работой». 1947|Н.П. Ульянов. «К.С. Станиславский за работой»]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека: Станиславский К.С. в роли Вершинина в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». МХТ. Фотография 1901 года|К.С. Станиславский в роли Вершинина в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Три сестры»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Станиславский К.С. в роли Сатина в пьесе М. Горького «На дне». МХТ. Фотография 1902 года|К.С. Станиславский в роли Сатина в спектакле по пьесе М. Горького «На дне»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Станиславский К.С. в роли Гаева в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». МХТ. Фотография 1904 года|К.С. Станиславский в роли Гаева в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Станиславский К.С. в роли Аргана в пьесе Ж.Б. Мольера «Мнимый больной». МХТ. Фотография 1913 года|К.С. Станиславский в роли Аргана в спектакле по пьесе Ж.Б. Мольера «Мнимый больной»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Станиславский К.С. Фотография 1930-х годов|К.С. Станиславский]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве. Скульптор А.В. Морозов. 2014|Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко в Москве]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Театр и кино]] | | [[Категория:Театр и кино]] |