ико́нопись
Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.
Энциклопедическая справка
Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).
Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст.
Доска грунтовалась, специальными красками – яичной темперой – наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.
В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская.
Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.
Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный; преобладают контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и зеленый и тонкие золотые линии; основной фон золотой или светло-желтый.
Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции.
С ХVII в. известна Строгановская (см. Строгановы) школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции. Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично.
Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ.
В культуре
Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Во время раскола, в XVII в. церковным собором было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в.
В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).
В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.
Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, М.А. Врубель, В.М. Васнецов.
В языке и речи
Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение «подобный изображениям на иконах; отличающийся суровой и строгой красотой» (иконописное лицо, иконописная красота).
Медиатека
Тексты
- В.А. Солоухин. Записки начинающего коллекционера «Чёрные доски» (отрывок)
Репродукции
- Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона
- Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
- Иконы московской иконописной школы
- Иконы новгородской иконописной школы
- Иконы псковской иконописной школы
- Иконы строгановской иконописной школы
- Царь Феодор Иоаннович. Парсуна
- К.П. Брюллов. «Взятие Богоматери на небо»
- В.К. Шебуев. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)
- И.Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира»
- А.С. Янов. «Инок-живописец»
- А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»
- А.Я. Головин. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»
- В.М. Васнецов. «Плащаница»
- Андрей Рублев. Икона
- О.В. Гинкул. Святые Царственные страстотерпцы. Икона
Фотографии
- Процесс создания иконы. Золочение
- Современный иконописец за работой
Видеосюжеты
- Как писать икону. Фильм (фрагмент)
- Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм (фрагмент)
- Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Известные иконы и их авторы
|
|
(не показано 37 промежуточных версий 3 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=ико́нопись|image=Icopis s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=ико́нопись|image=Icopis s.jpg}} |
| | | |
− | [[Файл:Icopis s.jpg|мини]]
| |
| Писание икон (см. [[икона]]), вид религиозной живописи. | | Писание икон (см. [[икона]]), вид религиозной живописи. |
| | | |
Строка 10: |
Строка 9: |
| Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]]. | | Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]]. |
| | | |
− | Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками − ''яичной темперой'' − наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская'', ''псковская'' и ''московская''. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, чёток. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твёрдого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники−иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: лёгкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). | + | Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст. |
| + | |
| + | Доска грунтовалась, специальными красками – ''яичной темперой'' – наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. |
| + | |
| + | В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская, псковская и московская''. |
| + | |
| + | Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета. |
| + | |
| + | Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный; преобладают контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и зеленый и тонкие золотые линии; основной фон золотой или светло-желтый. |
| + | |
| + | Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции. |
| + | |
| + | С ХVII в. известна Строгановская (см. [[Строгановы]]) школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции. Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично. |
| + | |
| + | Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Расцвет иконописи на Руси относится к XIV−XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера '''Феофан Грек''', '''Андрей Рублёв''', '''Дионисий'''. | + | Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. |
| | | |
− | Во время [[раскол|раскола]], в XVII в., по решению церковного [[собор|собора]], было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, [[Богородица|Богородицы]] и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в. | + | Во время раскола, в XVII в. церковным [[Собор (собрание)|собором]] было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в. |
| | | |
| В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona''). | | В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona''). |
Строка 22: |
Строка 35: |
| В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями. | | В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями. |
| | | |
− | Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них '''К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов'''. | + | Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, М.А. Врубель, В.М. Васнецов. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Прилагательное ''иконописный'' в переносном смысле имеет значение ‘подобный изображениям на иконах; суровый, строгий’ (''иконописное лицо, иконописная красота''). | + | Прилагательное ''иконописный'' в переносном смысле имеет значение «подобный изображениям на иконах; отличающийся суровой и строгой красотой» (''иконописное лицо, иконописная красота''). |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
| + | == Тексты == |
| + | # [[Медиатека:Солоухин В.А. «Чёрные доски» (отрывок)|В.А. Солоухин. Записки начинающего коллекционера «Чёрные доски» (отрывок)]]<br /> |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Феофан Грек (?). Икона «Богоматерь Донская». Конец XIV в.|Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы». Середина XVI в|Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Московская иконописная школа|Иконы московской иконописной школы]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Новгородская иконописная школа|Иконы новгородской иконописной школы]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Псковская иконописная школа|Иконы псковской иконописной школы]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Строгановская иконописная школа|Иконы строгановской иконописной школы]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Парсуна «Царь Феодор Иоаннович»|Царь Феодор Иоаннович. Парсуна]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Брюллов К. П. «Взятие Богоматери на небо»|К.П. Брюллов. «Взятие Богоматери на небо»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Шебуев В.К. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)|В.К. Шебуев. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Репин И. Е. «Воскрешение дочери Иаира»|И.Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Янов А. С. «Инок-живописец»|А.С. Янов. «Инок-живописец»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»|А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Головин А.Я. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»|А.Я. Головин. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Васнецов В.М. «Плащаница»|В.М. Васнецов. «Плащаница»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Андрей Рублев». ХХ в.|Андрей Рублев. Икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Гинкул О. В. Икона «Святые Царственные страстотерпцы»|О.В. Гинкул. Святые Царственные страстотерпцы. Икона]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека:Процесс создания иконы. Золочение, Фото|Процесс создания иконы. Золочение]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Современный иконописец за работой. Фото|Современный иконописец за работой]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:«Как писать икону» (отрывок)|Как писать икону. Фильм (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Сделано в Кузбассе: Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм|Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)|Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)]]<br /> |
| | | |
− | == Панорамы == | + | = Интерактивные задания = |
| | | |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/fer_mon_pan1 Реалистическая сферическая панорама храма с фресками Дионисия 1502 года]<br /> | + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icopis_pf_1 Известные иконы и их авторы]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Религия]] | | [[Категория:Религия]] |
| [[Категория:Изобразительное искусство]] | | [[Категория:Изобразительное искусство]] |