Лингвострановедческий словарь «Россия».

Иконопись/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 11:22, 15 июня 2017

Icopis s.jpg
ико́нопись

Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.

Энциклопедическая справка

Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).

Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.

Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст.

Доска грунтовалась, специальными красками – яичной темперой – наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.

В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская.

Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.

Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный; преобладают контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и зеленый и тонкие золотые линии; основной фон золотой или светло-желтый.

Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции.

С ХVII в. известна Строгановская (см. Строгановы) школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции. Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично.

Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ.

В культуре

Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Во время раскола, в XVII в. церковным собором было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в.

В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).

В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.

Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, М.А. Врубель, В.М. Васнецов.

В языке и речи

Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение «подобный изображениям на иконах; отличающийся суровой и строгой красотой» (иконописное лицо, иконописная красота).

Медиатека

Тексты

  1. В.А. Солоухин. Записки начинающего коллекционера «Чёрные доски» (отрывок)

Репродукции

  1. Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона
  2. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
  3. Иконы московской иконописной школы
  4. Иконы новгородской иконописной школы
  5. Иконы псковской иконописной школы
  6. Иконы строгановской иконописной школы
  7. Царь Феодор Иоаннович. Парсуна
  8. К.П. Брюллов. «Взятие Богоматери на небо»
  9. В.К. Шебуев. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)
  10. И.Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира»
  11. А.С. Янов. «Инок-живописец»
  12. А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»
  13. А.Я. Головин. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»
  14. В.М. Васнецов. «Плащаница»
  15. Андрей Рублев. Икона
  16. О.В. Гинкул. Святые Царственные страстотерпцы. Икона

Фотографии

  1. Процесс создания иконы. Золочение
  2. Современный иконописец за работой

Видеосюжеты

  1. Как писать икону. Фильм (фрагмент)
  2. Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм (фрагмент)
  3. Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Известные иконы и их авторы
 
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников)Строка 11: Строка 11:  
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст.
 
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст.
   −
Доска грунтовалась,  специальными красками ''яичной темперой'' наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.  
+
Доска грунтовалась,  специальными красками ''яичной темперой'' наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.  
    
В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская, псковская и московская''.
 
В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская, псковская и московская''.
   −
Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.  
+
Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.  
    
Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный;  преобладают  контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и  зеленый и тонкие золотые линии;  основной фон золотой или светло-желтый.
 
Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный;  преобладают  контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и  зеленый и тонкие золотые линии;  основной фон золотой или светло-желтый.
Строка 27: Строка 27:  
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера '''Феофан Грек''', '''Андрей Рублёв''', '''Дионисий'''.
+
Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
   −
Во время раскола, в XVII в. церковным [[собор]]ом было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в.
+
Во время раскола, в XVII в. церковным [[Собор (собрание)|собором]] было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в.
    
В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona'').
 
В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona'').
Строка 35: Строка 35:  
В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.
 
В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.
   −
Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них '''К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов'''.
+
Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, М.А. Врубель, В.М. Васнецов.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Строка 46: Строка 46:     
== Репродукции ==
 
== Репродукции ==
# [[Медиатека:Феофан Грек (?). Икона «Богоматерь Донская». Конец XIV в.|Богоматерь Донская. Икона]]<br />
+
# [[Медиатека:Феофан Грек (?). Икона «Богоматерь Донская». Конец XIV в.|Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы». Середина XVI в|Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы». Середина XVI в|Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Московская иконописная школа|Иконы московской иконописной школы]]<br />
 
# [[Медиатека:Московская иконописная школа|Иконы московской иконописной школы]]<br />
Строка 56: Строка 56:  
# [[Медиатека:Шебуев В.К. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)|В.К. Шебуев. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)]]<br />
 
# [[Медиатека:Шебуев В.К. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)|В.К. Шебуев. «Рождество Христово» (Поклонение пастухов)]]<br />
 
# [[Медиатека:Репин И. Е. «Воскрешение дочери Иаира»|И.Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира»]]<br />
 
# [[Медиатека:Репин И. Е. «Воскрешение дочери Иаира»|И.Е. Репин. «Воскрешение дочери Иаира»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Янов А. С. «Инок-живописец»|А.С. Янов. «Инок-живописец»]]<br />
 
# [[Медиатека:А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»|А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»]]<br />
 
# [[Медиатека:А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»|А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Головин А.Я. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»|А.Я. Головин. «В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Васнецов В.М. «Плащаница»|В.М. Васнецов. «Плащаница»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Икона «Андрей Рублев». ХХ в.|Андрей Рублев. Икона]]<br />
 +
# [[Медиатека:Гинкул О. В. Икона «Святые Царственные страстотерпцы»|О.В. Гинкул. Святые Царственные страстотерпцы. Икона]]<br />
    
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
Строка 63: Строка 68:     
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
 +
# [[Медиатека:«Как писать икону» (отрывок)|Как писать икону. Фильм (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Сделано в Кузбассе: Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм|Изготовление иконы по старинной технологии. Фильм (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)|Процесс написания иконы Свт. Николая в византийском стиле. Фильм (фрагмент)]]<br />
 +
 +
= Интерактивные задания =
 +
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icopis_pf_1 Известные иконы и их авторы]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]