Лингвострановедческий словарь «Россия».

МХАТ/B1-B2: различия между версиями


Версия 12:48, 14 октября 2016

Mxat s.jpg
МХАТ [мхат]

Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.

Энциклопедическая справка

Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический, и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени Максима Горького.

В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, которым руководил Станиславский, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.

Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая еще ни разу не ставилась и была новой для зрителей. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А.П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург написал специально для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой.

В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. В 1902 г. его пьесой «Мещане» театр открыл свой сезон в новом здании в Камергерском переулке. С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, которые способны реализовать принципы нового театра К.С. Станиславского – стремление воссоздать психологическую, духовную атмосферу пьесы, отразить на сцене реальную жизнь.

В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.

На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились спектакли, которые отражали дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха – нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.

В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе. Это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г. старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вскоре в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов, в театр пришли известные актеры: Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин.

С 1923 г. существует музей МХТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.

В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая – Московский Художественный академический театр им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.

После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, с ними работают ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.

В 2004 году театр вернулся к историческому названию - Московский Художественный театр (МХТ).

МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идет детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.

В культуре

История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически изображена театральная жизнь Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.

С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания - фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.

В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин).

В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В. И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов).

В языке и речи

Сегодня мхатом называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, но уточняют адрес театра (в Камергерском или на Тверском бульваре), о котором идет речь. От аббревиатуры МХАТ образовались слова мхатовец и мхатовцы (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и мхатовский (мхатовские спектакли, мхатовские байки).

Медиатека

Тексты

  1. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)
  2. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)

Репродукции

  1. О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
  2. Афиша спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ

Фотографии

  1. МХТ им. А.П. Чехова
  2. МХАТ им. М. Горького
  3. А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»
  4. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
  5. О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ
  6. Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве
  7. Занавес МХАТ (МХТ)
  8. Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
  9. О.П. Табаков
  10. Т.В. Доронина
  11. Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
  12. Музей МХАТа
  13. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Знаменитые театры России. МХАТ
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. [[Станиславский К.С.|К.С. Станиславский]] и В.И. Немирович-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический, и он стал называться - Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени [[Максим Горький|Максима Горького]].
+
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. [[Станиславский К.С.|К.С. Станиславский]] и В.И. Немирович-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический, и он стал называться Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени [[Максим Горький|Максима Горького]].
    
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, которым руководил Станиславский, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.
 
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, которым руководил Станиславский, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.
   −
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая еще ни разу не ставилась и была новой для зрителей. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А.П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург написал специально для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) - его эмблемой.
+
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая еще ни разу не ставилась и была новой для зрителей. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А.П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург написал специально для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) его эмблемой.
   −
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. В 1902 г. его пьесой «Мещане» театр открыл свой сезон в новом здании в Камергерском переулке. С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, которые способны реализовать принципы нового театра К.С. Станиславского - стремление воссоздать психологическую, духовную атмосферу пьесы, отразить на сцене реальную жизнь.
+
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. В 1902 г. его пьесой «Мещане» театр открыл свой сезон в новом здании в Камергерском переулке. С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, которые способны реализовать принципы нового театра К.С. Станиславского – стремление воссоздать психологическую, духовную атмосферу пьесы, отразить на сцене реальную жизнь.
   −
В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа - Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
+
В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
   −
На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились спектакли, которые отражали дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
+
На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились спектакли, которые отражали дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха – нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
    
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе. Это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г. старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вскоре в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов, в театр пришли известные актеры: Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин.
 
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе. Это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г. старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вскоре в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов, в театр пришли известные актеры: Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин.
   −
С 1923 г. существует музей МХТ. Основа его собрания — фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
+
С 1923 г. существует музей МХТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
   −
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая - Московский Художественный академический театр им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
+
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая – Московский Художественный академический театр им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
    
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, с ними работают ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.
 
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, с ними работают ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.
Строка 31: Строка 31:  
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них - «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически изображена театральная жизнь Москвы 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.
+
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически изображена театральная жизнь Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.
    
С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания - фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
 
С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания - фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.