Иконопись/C1-C2: различия между версиями
Версия 12:24, 10 июня 2016
Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).
Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст.
Доска грунтовалась, специальными красками − яичной темперой − наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.
В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская.
Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.
Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный; преобладают контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и зеленый и тонкие золотые линии; основной фон золотой или светло-желтый.
Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции.
С ХVII в. известна Строгановская (см. Строгановы) школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции. Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично.
Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ.
В культуре
Расцвет иконописи на Руси относится к XIV-XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Во время раскола, в XVII в. церковным собором было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами (правилами написания икон) середины XVII в.
В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).
В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.
Многие русские художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов.
В языке и речи
Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение «подобный изображениям на иконах; отличающийся суровой и строгой красотой» (иконописное лицо, иконописная красота).
Медиатека
Тексты
Репродукции
- Богоматерь Донская. Икона
- Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
- Иконы московской иконописной школы
- Иконы новгородской иконописной школы
- Иконы псковской иконописной школы
- А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»