Лингвострановедческий словарь «Россия».

Иконопись/C1-C2: различия между версиями


Версия 13:59, 8 июня 2016

Icopis s.jpg
ико́нопись

Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.

Энциклопедическая справка

Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).

Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.

Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст.

Доска грунтовалась, специальными красками − яичной темперой − наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.

В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская.

Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами – изображения располагались друг над другом; использовались крупные формы и яркие простые цвета.

Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный; преобладают контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и зеленый и тонкие золотые линии; основной фон золотой или светло-желтый.

Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции.

С ХVII в. известна Строгановская (см. Строгановы) школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции. Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично.

Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ.

В культуре

Расцвет иконописи на Руси относится к XIV−XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Во время раскола, в XVII в., по решению церковного собора, было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в.

В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).

В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.

Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов.

В языке и речи

Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение ‘подобный изображениям на иконах; суровый, строгий’ (иконописное лицо, иконописная красота).

Строка 9: Строка 9:  
Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]].
 
Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]].
 
   
 
   
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками − ''яичной темперой'' − наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская'', ''псковская'' и ''московская''. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, чёток. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твёрдого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники−иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: лёгкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа).
+
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст.
 +
 
 +
Доска грунтовалась, специальными красками − ''яичной темперой'' наносилось изображение, затем подпись, связывающая изображение с первообразом и в завершении –защитный слой натуральной олифой. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский.  
 +
 
 +
В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская, псковская и московская''.
 +
 
 +
Язык новгородской школы простой, чёткий, лаконичный. Композиция часто симметричная, строилась ярусами –  изображения располагались друг над другом;  использовались крупные формы и яркие простые цвета.  
 +
 
 +
Псковские иконы ассиметричны, нет чёткой композиции, рисунок неточный, но всегда очень выразительный;  преобладают  контрастные цвета глубоких тонов: красный, коричневый и  зеленый и тонкие золотые линии;  основной фон золотой или светло-желтый.
 +
 
 +
Особенности икон московской школы: лёгкость и удлиненность изображаемых фигур, идеальные линии силуэта, яркие краски,  тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции.
 +
 
 +
С ХVII в. известна Строгановская (см. [[Строгановы]])  школа иконописи. Для нее характерны небольшие размеры икон, полутона цветовой гаммы, многофигурные композиции.  Почти всегда на иконе присутствует сложный фантастический пейзаж с низким горизонтом и облаками. Растительность изображается детально и реалистично.
 +
 
 +
Современные иконописцы работают в традициях различных иконописных школ.
    
= В культуре =
 
= В культуре =