Лингвострановедческий словарь «Россия».

МХАТ/C1-C2: различия между версиями


Версия 12:01, 7 декабря 2015

Mxat s.jpg
МХАТ (Моско́вский Худо́жественный теа́тр и́мени А. П. Че́хова)

Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.

Энциклопедическая справка

Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться - Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.

В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.

Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) — его эмблемой.

В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.

Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.

Среди лучших постановок дореволюционного МХТ - «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).

С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа - Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.

На протяжении всей истории МХТ в нем, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.

В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актеры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра - Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.

В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая - Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т. В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.

После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, для постановки спектаклей приглашаются ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.

В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идет детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.

В культуре

Деятельность театра на протяжении всего его развития была тесно связана с произведениями многих известных писателей-классиков русской литературы - А.П. Чехова, М. Горького, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского, А.С. Грибоедова.

В театре также продолжают ставиться произведения западноевропейских писателей и драматургов - М. Метерлинка, У. Шекспира, Ч. Диккенса, Ж.-Б. Мольера.

История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них - «Театральный роман» Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х - начала 30-х гг. ХХ в.

Как и прежде, МХАТ считается одним из лучших театров страны.

В языке и речи

Несмотря на то, что официальное название театра сегодня - Московский Художественный театр имени А.П. Чехова, по традиции, театр называют МХАТ.

От аббревиатуры названия театра образовалось слово мхатовец и мхатовцы (иногда МХАТовец, МХАТовцы), так называют выдающихся актёров, творческая судьба которых связана с этим театром; а также прилагательное мхатовский или МХАТовский (например, мхатовские спектакли, МХАТовские байки).

Медиатека

Репродукции

  1. О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
  2. Афиша МХТ. 1902

Фотографии

  1. МХТ им. А.П. Чехова
  2. МХАТ им. М. Горького
  3. А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года
  4. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года
  5. Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года
  6. Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко. Скульптор А.В. Морозов
  7. Занавес МХАТа
  8. Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
  9. О.П. Табаков
  10. Т.В. Доронина
  11. Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
  12. Музей МХАТа

Видеосюжеты

  1. Чайка. Спектакль (фрагмент)
  2. Белая гвардия. Спектакль (фрагмент)
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Московский Художественно−Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем−Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание '''академический''' и он стал называться - Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.
+
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание '''академический''' и он стал называться - Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.
    
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
 
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
   −
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а '''чайка''' на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф. О. Шехтеля) - его эмблемой.
+
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а '''чайка''' на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) — его эмблемой.
   −
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.
+
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.
    
Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
 
Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
   −
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
+
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ - «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
    
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа - Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
 
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа - Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
Строка 21: Строка 21:  
На протяжении всей истории МХТ в нем, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
 
На протяжении всей истории МХТ в нем, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
   −
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актеры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А.И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М.М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.
+
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актеры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актеры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра - Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.
   −
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А. П. Чехова (под руководством Ефремова), другая - Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т. В. Дорониной). МХАТ им. А. П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
+
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая - Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т. В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
   −
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, для постановки спектаклей приглашаются ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.
+
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нем обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актеры, для постановки спектаклей приглашаются ведущие режиссеры страны, проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок открыта Новая сцена.
   −
В 2004 году МХАТ им. А. П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
+
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
   −
МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идет детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.
+
МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идет детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.
    
= В культуре =
 
= В культуре =