Язык русской нации, государственный язык Российской Федерации
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Русский язык – язык межнационального общения народов, живущих в России, СНГ и других странах, входивших ранее в состав Советского Союза; занимает пятое место в мире по абсолютному числу владеющих им, является одним из «мировых языков».
На территориях субъектов Российской Федерации его изучают наряду с родным (национальным) языком коренного населения. На русском языке ведётся преподавание в большинстве школ (см. школа) и вузов России, а также в некоторых средних и высших учебных заведениях государств СНГ.
По происхождению русский язык принадлежит к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской семьи языков. Его ближайшие «родственники» – украинский и белорусский языки, более дальние – другие славянские языки, совсем дальние – индоевропейские неславянские языки.
В истории развития русского языка выделяются три периода.
Первый период (VI–VII–XIV вв.) – формирование на основе восточнославянских диалектов общего для всех восточных славян древнерусского языка. В это время образовалось первое восточнославянское государство – Киевская Русь (см. Русь). Древнейшая надпись на древнерусском языке относится к началу Х в. До Крещения Руси письменный древнерусский язык использовался только в бытовой (см. грамота) и торговой сфере. После крещения на территории Руси стали переписываться и распространяться церковные (см. церковь) книги, созданные в Болгарии на древнейшем литературном языке южных славян – старославянском.
Второй период (XV–XVII вв.) – распад единого древнерусского языка и формирование на его основе восточнославянских языков – русского (великорусского), украинского и белорусского. В XV–XVII вв. происходило дальнейшее обособление Северо-Восточной Руси, ранее находившейся под монголо-татарcким игом, от Руси Западной и Юго-Западной, входивших в Великое Княжество Литовское; продолжалось развитие великорусской народности вокруг таких центров, как Владимир, Тверь, Ростов, Суздаль и создавалось самостоятельное великорусское государство с центром в Москве. Русский язык формировался и распространялся на огромных территориях, покрытых непроходимыми лесами (см. лес), что затрудняло внутриэтническое общение. Кроме того, соседями русских на Русской равнине оказались многие неславянские народы, в контактах с языками которых и развивался русский язык. Этими причинами объясняется обилие диалектов и говоров русского языка, которые в итоге составили северновеликорусское наречие и южновеликорусское наречие.
Третий период (XVIII–XX вв.) – превращение языка великорусской народности в русский национальный язык. Введение Петром I в 1708 г. гражданского шрифта (см. азбука) для печатания светской литературы окончательно превратило церковнославянский язык в собственно церковный.
В культуре
При переписывании церковных книг в разных книжных центрах Руси этот язык попадал под влияние живого древнерусского языка и несколько изменялся. Так складывался церковнославянский язык русской редакции (русского извода). Он стал основой древнерусского книжного языка. На этом языке писались летописи (см. летопись) – например, «Повесть временных лет» (ХII в.) и художественные произведения – например, «Слово о полку Игореве».
В XVIII – начале XIX вв. стала складываться норма русского национального литературного языка. Основными вехами этого процесса были филологическая деятельность М.В. Ломоносова, языковое новаторство Н.М. Карамзина и его круга и гениальное творчество А.С. Пушкина. Хотя язык пушкинской эпохи сохранился в своей основе до наших дней, вклад в развитие норм русского литературного языка внесли писатели-классики второй половины ХIХ – начала XX в. от И.С. Тургенева до И.А. Бунина.
Самое известное высказывание о русском языке принадлежит Тургеневу, написавшему в 1882 г. стихотворение в прозе «Русский язык».
В языке и речи
На протяжении столетий русский язык оказывал влияние на развитие языков народов России, в особенности – принявших кириллицу за основу своей письменности (якуты, удмурты, башкиры и др.) Из русского языка в иностранные языки были заимствованы такие слова, как соболь, борщ, каша, дача, совет, спутник и др.
Словосочетание русский язык входит в часто употребляемый фразеологизм говорить русским языком, что означает: говорить/сказать совершенно ясно, так, что понятно каждому. Старинное выражение плетение словес в наше время означает многословный, запутанный, вычурный стиль речи, обычно скрывающий бедность мысли.
В советский (см. Советский Союз) период российской истории русский язык, особенно его лексика, подвергался существенному и целенаправленному воздействию политики и идеологии. Это привело к появлению так называемого «нового языка» (новояза), для которого были характерны: а) идеологизация семантики русской традиционной лексики (например, красные – белые); б) изменение оценочного компонента значения русских слов (например, царский, дворянский с положительного на отрицательный; бедный с отрицательного на положительный); в) аббревиация (ЦИК – Центральный Исполнительный Комитет, ВСНХ – Всероссийский Совет Народного Хозяйства); г) обилие сложносокращенных слов (Коминтерн – Коммунистический Интернационал). Но постепенно эти процессы становились менее активными, и русский язык конца советской эпохи, благодаря, в частности, традициям и влиянию русской литературы, сохранил своё богатство и выразительность.
Медиатека
Интерактивные уроки
- Волшебные русские слова. Русский речевой этикет (В2)
- И.С. Тургенев. «Русский язык». Урок чтения для читателей (B2)
- И.С. Тургенев. «Русский язык». Урок чтения для учителей (B2)
- Учим стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (B2)
- Читаем сами стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (B2)
- Л.С. Петрушевская. Из сборника «Пуськи бятые»: «Абвука». Урок чтения для читателей
- Л.С. Петрушевская. Из сборника «Пуськи бятые»: «Абвука». Урок чтения для учителей
- Л.С. Петрушевская. «И-пызява». Урок чтения для читателей
- Л.С. Петрушевская. «И-пызява». Урок чтения для учителей
- Новые слова в русском языке. Урок для учащихся
- Новые слова в русском языке. Урок для преподавателей