Лингвострановедческий словарь «Россия». Катюша (песня)

Катюша (песня)

Katusha p new.jpg
«Катю́ша»

Песня М.И. Блантера на стихи М.В. Исаковского.

Энциклопедическая справка

Написана в 1938 г. Название песни – уменьшительно-ласкательная форма имени Екатерина – Катя, одного из самых распространённых русских женских имен (см. русские имена).

«Катюша» была написана в год, когда в обществе стала актуальной тема защиты Родины, охраны её границ. С этой песней в советскую (см. Советский Союз) песенную лирику вошла новая тема – любовь девушки и бойца – защитника Родины, романтика и патриотизм. В тексте использован приём психологического параллелизма, характерный для русской народной песни. Девушка сравнивает любимого с «сизым орлом» (см. орел), свою песню она шлёт вслед за солнцем далеко на границу, где воин охраняет родную землю:

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Однако в песне нет тоски, характерной для народной песни аналогичного содержания, – в ней звучит чувство уверенности и надежды – приметы нового времени:

Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет…

В культуре

«Катюша» – одна из самых популярных советских массовых песен довоенных и военных лет (см. Великая Отечественная война). Широкая известность песни сделала ее поистине народной: вскоре были сложены ответы Катюше (народные песни), а во время войны Катюша получала песенные приветы с фронта. Именем «Катюша» народ назвал и новое грозное оружие – реактивные минометы. Тогда же песня стала известна за границей – в Италии, например, мелодия «Катюши» стала боевым гимном партизан.

Песня исполняется солистом, хором или в военном строю.

В языке и речи

Название песни использовалось в годы войны художниками и фотографами как подпись к рисункам и фотографиям, на которых были изображены женщины, ждущие писем с фронта или воюющие рядом с мужчинами.

Интерактивные задания

Прецедентные феномены