Чапаев (фильм)/B1-B2: различия между версиями
Версия 12:38, 23 декабря 2014
Художественный фильм.
Энциклопедическая справка
Снят в 1934 г. на киностудии «Мосфильм». Режиссёры − братья Васильевы (псевдоним однофамильцев Г. Н. и С. Д. Васильевых). В главных ролях снимались: Борис Бабочкин, Леонид Кмит, Варвара Мясникова и др.
Сценарий фильма создан на основе романа Д. А. Фурманова «Чапаев». Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Главный герой − один из первых военачальников Красной Армии Василий Иванович Чапаев. Рядом с командиром его боевые товарищи − ординарец Петька и Анка−пулеметчица. Чапаев в фильме показан остроумным, смелым, умеющим находить выход из самых сложных ситуаций. Фильм, заканчивающийся гибелью Чапаева, воспринимается как оптимистическая трагедия.
В культуре
Впервые в отечественном кино был создан тип национального героя из народа. Публика полюбила картину. По воспоминаниям зрителей 30−х гг. ХХ в., многие смотрели фильм несколько раз. «Чапаев» стал символом советского кинематографа и одним из самых любимых фильмов советского (см. Советский Союз) зрителя. Роль Чапаева принесла всенародную известность актёру Борису Бабочкину. По свидетельству современников, Чапаев в кино был гораздо ярче, колоритней, чем его реальный прототип.
Фильм получил несколько призов на международных фестивалях в 1930−1940−х гг.
Популярность фильма была так велика, что его герои стали персонажами многочисленных анекдотов, в которых Чапаев обычно выглядит как не очень грамотный, но находчивый человек. Это проявляется в диалогах между ним и Петькой или Анкой, например:
Вбегает Петька: «Василий Иваныч, белые в лесу!»
Чапаев: «Не до грибов, Петька!»
Здесь слово белые обыгрывается в двух значениях: ‘белые грибы’ и белые − ‘сторонники белого движения’ (см. Белая гвардия).
В языке и речи
Многие реплики героев фильма стали крылатыми фразами: Македонский? Полководец? Кто такой, почему не знаю? − иронично о ком−либо неизвестном говорящему; Белые пришли − грабют, красные пришли − грабют. Ну куда крестьянину податься? − шутливо о безвыходности, невозможности выйти из замкнутого круга, когда беды валятся со всех сторон.