Лингвострановедческий словарь «Россия».

Раскол/C1-C2: различия между версиями


Версия 08:26, 18 июля 2017

раско́л

статья в работе

Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.

Энциклопедическая справка

К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской церкви, осознавшей себя в качестве главной твердыни православия и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Все это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ересей, то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, Москва как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведенных книг.

Все это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времен Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков).

Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошел раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.

Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянин) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлеченные проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на Север, в Заволжье, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)

В культуре

В языке и речи

Строка 9: Строка 9:  
К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской [[Церковь (организация)|церкви]], осознавшей себя в качестве главной твердыни [[Православие|православия]] и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Все это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ''ересей'', то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, [[Москва/C1-C2|Москва]] как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведенных книг.
 
К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской [[Церковь (организация)|церкви]], осознавшей себя в качестве главной твердыни [[Православие|православия]] и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Все это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ''ересей'', то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, [[Москва/C1-C2|Москва]] как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведенных книг.
   −
Все это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса.
+
Все это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времен Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое к тому времени у греков).
 +
 
 +
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошел раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
 +
 
 +
Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлеченные проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на [[Север]], в Заволжье, на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.)
    
= В культуре =
 
= В культуре =