Лингвострановедческий словарь «Россия».

Недоросль (пьеса)/B1-B2: различия между версиями


Версия 09:23, 9 августа 2016

Nedorosl s.jpg
Не́доросль

Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин) эпохи Екатерины II.

Энциклопедическая справка

Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.

По традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и даёт им имена и фамилии, говорящие об их пороках или добродетелях. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет. Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке. Митрофанушка – недоросль, то есть молодой человек, который ещё не достиг совершеннолетия и не поступил на службу. Он растёт избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. Пётр I) времени и его племянница Софья; хранитель законов чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что дворянин должен служить обществу своим умом и знаниями.

Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Простакова пытается дать сыну домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, а зло наказано: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё отказывается.

В культуре

Комедия принесла Фонвизину славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещённым зрителем благоразумные монологи Стародума, в которые Фонвизин вложил своё понимание гуманности и просвещения. До сих пор комедию ценят за колоритный, характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русских драматических театров.

В языке и речи

Благодаря комедии Фонвизина слово недоросль получило новое переносное значение ‘недоучившийся, глуповатый молодой человек’, а имя Митрофанушка стало нарицательным обозначением лентяя.

Слова Митрофанушки Не хочу учиться, хочу жениться стали крылатыми, употребляются как шутка.

Медиатека

Тексты

  1. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 3. Явление VI (отрывок)
  2. В.О. Ключевский. Статья «Недоросль Фонвизина» (отрывок)

Репродукции

  1. Т.Н. Кастерина. Иллюстрации к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Фотографии

  1. Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр
  2. Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль» в постановке Малого театра
  3. Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр
Строка 19: Строка 19:  
Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' получило новое переносное значение ‘недоучившийся, глуповатый молодой человек’, а имя ''Митрофанушка'' стало нарицательным обозначением лентяя.
 
Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' получило новое переносное значение ‘недоучившийся, глуповатый молодой человек’, а имя ''Митрофанушка'' стало нарицательным обозначением лентяя.
   −
Слова Митрофанушки ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми (употребляются как шутка).
+
Слова Митрофанушки ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми, употребляются как шутка.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =