Лингвострановедческий словарь «Россия».

Иконопись/C1-C2: различия между версиями


Версия 11:38, 27 ноября 2014

Icopis s.jpg
иконопись

Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.

Энциклопедическая справка

Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).

Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе свое имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.

Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками — яичной темперой — наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV—XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники-иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа).

В культуре

Расцвет иконописи на Руси относится к XIV – XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Во время раскола, в XVII в., по решению церковного собора, было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в.

В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).

В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающее манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.

Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов.

В языке и речи

Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение ‘подобный изображениям на иконах; суровый, строгий’ (иконописное лицо, иконописная красота).

Медиатека

Панорамы

  1. Реалистическая сферическая панорама храма с фресками Дионисия 1502 года
  2. проба
Строка 29: Строка 29:  
= Медиатека =
 
= Медиатека =
   −
== Реалистическая сферическая панорама ==
+
== Панорамы ==
 
  −
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/fer_mon_pan1 Ферапонтов монастырь]<br />
      +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/fer_mon_pan1 Реалистическая сферическая панорама храма с фресками Дионисия 1502 года]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pan_det_1 проба]<br />
 
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]