Мещанство/C1-C2: различия между версиями
Версия 09:38, 21 августа 2025

Сословие в России до 1917 г. – городские жители: ремесленники, мелкие домовладельцы, торговцы и т. д.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Сословие мещан было официально оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 г. Мещане в ней были определены как «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купечества. Мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества.
Мещане были податным сословием, то есть платили налоги, должны были служить в армии, были ограничены в свободе передвижения, до 1863 г. подвергались телесным наказаниям. Звание мещанин было наследственным. Сословие мещан пополнялось за счет разорившихся купцов (см. купечество) или освободившихся от крепостной зависимости крестьян (см. крестьянство). Разбогатевшие мещане могли перейти в купечество. В каждом городе, городском пригороде они объединялись в общины с некоторыми правами самоуправления.
После реформ 60-70 гг. XIX в. мещане в своей основной массе превращались в мелкую буржуазию городов, получали доступ к государственной службе с правом приобретения личного дворянства (см. дворянство), а также становились лицами «свободных профессий»: художниками, артистами и т.д. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев (см. чин).
В конце XIX в. мещане составляли более 40 % городского населения России и были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны.
Звание «мещанин» и сословие «мещане» было отменено после Октябрьской революции 1917 г., когда советской властью были отменены все дореволюционные чины (см. чин) и сословия.
В культуре
Несмотря на то, что из среды мещан вышли знаменитые деятели культуры (А.С. Пушкин, А.В. Кольцов, А.М. Горький), в сознании многих русских существовал стереотип осуждения мещанского сословия как людей с узким кругозором, жизнь которых ограничена бытом, материальными проблемами, лишена духовного содержания. Обязательными компонентами мещанского быта считались шёлковый абажур, гипсовые слоники в качестве украшения интерьера, клетка с канарейками, фикус и герани. (У современных русских этот стереотип отсутствует).
Осуждение мещанства было характерно для русской художественной литературы конца ХIХ – начала ХХ в. и особенно советского (см. Советский Союз) периода, свойственно многим произведениям Максима Горького (пьеса «Мещане»), В.В. Маяковского (пьесы «Клоп» и «Баня», стихотворение «О дряни»), рассказам М.М. Зощенко, пьесам В.С. Розова («В поисках радости», «Гнездо глухаря» и др.).
В языке и речи
Слова мещанин, мещанка, мещанство пришли в русский язык из польского в XIV в., происходят от польского названия небольших городов — «местечко»; по XVII в. были распространены на западных территориях Российской империи; с ХVIII в. получили распространение во всей России.
С 1840-х гг. их начали применять в переносном смысле, называя мещанами посредственных, скупых, эгоистичных и бескультурных людей с ограниченным кругозором, поклоняющихся обладанию вещами.
У современных русских представление о мещанстве связывается преимущественно с приоритетами материального над духовным в сознании и повседневной жизни человека, что выражается в оценочном прилагательном мещанский: мещанский кругозор, мещанская психология.