Версия 08:52, 29 января 2025
лубо́к
В ХVII − начале ХХ вв. липовая (см. липа) доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления, раскрашенная от руки, с назидательным или юмористическим текстом.
Энциклопедическая справка
На лубочных картинках чаще всего изображались фольклорные сюжеты или бытовые сцены, иллюстрации к известным песням и нравоучительным историям, а также портреты популярных священнослужителей и виды монастырей (см. монастырь), портреты известных военачальников и виды городов.
Во второй половине XIХ в. издатели−просветители, например, И.Д. Сытин, стали выпускать лубочные картинки более высокого качества и более серьёзного содержания.
Лубочные картинки издавались массовым тиражом, часто допечатывались и разносились по городам и деревням (см. деревня) всей России. Это делали специальные мелкие торговцы офени, продававшие также книги и галантерейные товары.
В культуре
Лубок был очень популярен в среде крестьян (см. крестьянин), городских мещан (см. мещанин), мелких купцов (см. купец), небогатых чиновников (см. чин), в домах (см. дом) которых он часто служил обязательным украшением интерьера.
Кроме лубочных картинок, издавалась и так называемая лубочная литература − дешёвые тонкие книжки для народа. Содержанием лубочных книжек служили переделанные в народные сказки рыцарские романы или сильно сокращённые и изменённые произведения И.И. Лажечникова, Н.В. Гоголя и даже И.С. Тургенева. Иногда печатались и неизменённые произведения русских писателей−классиков − басни И.А. Крылова, сказки А.С. Пушкина, «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Но чаще всего содержанием лубочных книг, как и лубочных картинок, служили примитивные, рассчитанные на необразованный народ, нередко «ура−патриотические» истории и сюжеты. Их авторами часто бывали мелкие чиновники, студенты и даже гимназисты (см. гимназия).
В языке и речи
В наше время примитивное по содержанию и грубое по исполнению произведение искусства − литературное, живописное, музыкальное − называют лубок.
|
|
Строка 13: |
Строка 13: |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Лубок был очень популярен в среде крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]), городских мещан (см. [[Мещанин|мещанин]]), мелких купцов (см. [[Купец|купец]]), небогатых чиновников (см. [[Чин|чин]]), в домах (см. [[Дом|дом]]) которых он часто служил обязательным украшением интерьера. | + | Лубок был очень популярен в среде крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]), городских мещан (см. [[Мещанин|мещанин]]), мелких купцов (см. [[Купец|купец]]), небогатых чиновников (см. [[Чин|чин]]), в домах (см. дом) которых он часто служил обязательным украшением интерьера. |
| | | |
| Кроме лубочных картинок, издавалась и так называемая лубочная литература − дешёвые тонкие книжки для народа. Содержанием лубочных книжек служили переделанные в народные сказки рыцарские романы или сильно сокращённые и изменённые произведения И.И. Лажечникова, Н.В. Гоголя и даже [[Тургенев И.С.|И.С. Тургенева]]. Иногда печатались и неизменённые произведения русских писателей−классиков − басни [[Крылов И.А.|И.А. Крылова]], сказки [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкина]], «Песня про купца Калашникова» [[Лермонтов М.Ю.|М.Ю. Лермонтова]]. Но чаще всего содержанием лубочных книг, как и лубочных картинок, служили примитивные, рассчитанные на необразованный народ, нередко «ура−патриотические» истории и сюжеты. Их авторами часто бывали мелкие чиновники, студенты и даже гимназисты (см. [[Гимназия|гимназия]]). | | Кроме лубочных картинок, издавалась и так называемая лубочная литература − дешёвые тонкие книжки для народа. Содержанием лубочных книжек служили переделанные в народные сказки рыцарские романы или сильно сокращённые и изменённые произведения И.И. Лажечникова, Н.В. Гоголя и даже [[Тургенев И.С.|И.С. Тургенева]]. Иногда печатались и неизменённые произведения русских писателей−классиков − басни [[Крылов И.А.|И.А. Крылова]], сказки [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкина]], «Песня про купца Калашникова» [[Лермонтов М.Ю.|М.Ю. Лермонтова]]. Но чаще всего содержанием лубочных книг, как и лубочных картинок, служили примитивные, рассчитанные на необразованный народ, нередко «ура−патриотические» истории и сюжеты. Их авторами часто бывали мелкие чиновники, студенты и даже гимназисты (см. [[Гимназия|гимназия]]). |