Недоросль (пьеса)/C1-C2: различия между версиями
Версия 12:54, 17 октября 2016
Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин) эпохи Екатерины II.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.
Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. Пётр I) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина – это право служить обществу своим умом и знаниями.
Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается.
В культуре
Комедия принесла Фонвизину славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещенным зрителем благоразумные монологи Стародума, в уста которого Фонвизин вложил свое понимание гуманности и просвещения. До сих пор комедию ценят за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русских драматических театров.
В языке и речи
Благодаря комедии Фонвизина слово недоросль (прежде нейтральное) получило новое переносное значение – «недоучившийся, глуповатый молодой человек», а имя Митрофанушка стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя.
Слова Митрофанушки Не хочу учиться, хочу жениться стали крылатыми, употребляются как шутка.
Медиатека
Тексты
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 1. Явление IV (отрывок)
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 3. Явление VI (отрывок)
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 5. Явление последнее (отрывок)
- В.О. Ключевский. Статья «Недоросль Фонвизина» (отрывок)
Репродукции
Фотографии
- Митрофанушка в исполнении А.А. Коновалова в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
- Митрофанушка в исполнении И.В. Ляха в фильме-спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
- Госпожа Простакова в исполнении Л.П. Поляковой в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
Видеосюжеты
- Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (сон Митрофанушки)
- Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (Вот злонравия достойные плоды!)