Лингвострановедческий словарь «Россия».

Икона/C1-C2: различия между версиями


Версия 12:56, 30 мая 2016

Icona s.jpg
икóна

В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого eicon — ‘изображение, образ’); предмет поклонения.

Энциклопедическая справка

Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона — а это была икона Божией Матери — (см. Богородица), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.

Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение иконоборчество, представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. собор) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней.

На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон иконописцы (см. иконопись) берут из Библии и из апокрифов (от греческого — ‘тайный’) — книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя канону — специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X—XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива — особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий — человеческое и небесное начала.

На Руси были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, — эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ликами.

В России икону часто закрывали окладом — металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в иконостасе и на стенах в определенном порядке.

В культуре

Икона — «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам, обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г. В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется божницей и находится в красном углу — правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают лампаду (светильник). Иконы, написанные для дома, называются домовыми.

У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято благословлять иконой — держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. свадьба), будущих солдат перед уходом в армию; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие.

В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время Отечественной войны 1812 г. крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. Бородино); во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого Ленинграда.

Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.

До начала ХХ в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения. В конце XIX - начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После Октябрьской революции 1917 г., когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в Третьяковскую галерею и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды.

После перестройки в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. В 80 – 90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги отцов церкви и иконы.

В языке и речи

Икону называют образом (множественное число – образá). Иконы, которые, по мнению верующих, «способны активно помогать» человеку, называются чудотворными. В месяцослове упоминается более двухсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Такой считается, например, Богоматерь Владимирская. Древнюю икону, которой молились несколько поколений, называют намоленной и приписывают ей сакральную силу.

В современной речи русские употребляют выражения делать из кого-л. икону, молиться на кого-либо, как на икону, что означает: относиться к человеку, как к святому, или некритично, не замечая недостатков.

Массовая культура породила определение икона стиля – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему внешнему виду и хорошему вкусу стал примером для подражания для современников и потомков.

В сфере компьютерных технологий широко используется слово иконка (по аналогии с английским icon), которое обозначает небольшую картинку или файл, который можно активизировать (открыть, запустить) щелчком мыши.

Медиатека

Видеосюжеты

  1. Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (крестный ход с иконой Смоленской Богоматери перед Бородинским сражением)
Строка 17: Строка 17:  
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Традиции поклонения иконам сохранились в России со времени принятия христианства в '''988 г.''' В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. К древности восходит и обычай креститься на икону и молиться перед ней. В комнате иконы ставят на специальную полку, которая называется '''божницей''' и находится в '''красном углу''' — правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают '''лампаду''' (светильник). Иконы, написанные для дома, называются ''домовыми''.
+
Икона — «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам,  обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г. В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется ''божницей'' и находится в ''красном углу'' правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают ''лампаду'' (светильник). Иконы, написанные для дома, называются ''домовыми''.
   −
Долгое время в России, особенно в [[деревня|деревне]], каждый входящий в дом человек должен был перекреститься на икону. Мужчина при этом должен был снять головной убор. У верующих принято ''благословлять иконой'' — держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), солдата, которому предстоит идти в [[армия|армию]], или человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие. Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
+
У верующих принято, что  каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято ''благословлять иконой'' держа ее в руках, крестить человека православным [[Крест|крестом]]. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. [[свадьба]]), будущих солдат перед уходом  в [[Армия|армию]]; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие.  
   −
До начала ХХ в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения, а не как произведение искусства. В конце XIX — начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные ('''Богоматерь Владимирская''' и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего — в '''Третьяковскую галерею''' и '''Русский музей'''. В 1960-е гг. старинные иконы становятся средством наживы и предметом контрабанды.
+
В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери  во время войн перед решающими сражениями: во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] крестный ход  с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением  (см. [[Бородино]]); во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого [[Ленинград|Ленинграда]].
   −
После [[перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции '''Русской Православной Церкви''', между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. В 80 — 90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги отцов церкви и иконы.
+
Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.
 +
 +
До начала ХХ в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения. В конце XIX - начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]], когда [[церковь]] была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в [[Третьяковка (музей)|Третьяковскую галерею]] и '''Русский музей'''. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды.
 +
 
 +
После [[Перестройка|перестройки]] в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. В 80 – 90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги отцов церкви и иконы.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =