Георгий Победоносец/C1-C2: различия между версиями
Версия 13:25, 27 мая 2016
Христианский святой великомученик, один из самых почитаемых Русской Православной Церковью. Дни памяти − 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю).
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
По преданию, римский воин, христианин, родился в Каппадокии (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нём стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьём змея или дракона.
В Древней Руси (см. Русь) культ Георгия Победоносца получил распространение вскоре после принятия христианства.
В культуре
С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати великого князя Дмитрия Донского; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне - Спасских) воротах Московского Кремля была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя Москвы. Однако до сих пор остаётся нерешённым вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьём является Георгием Победоносцем. В целом ряде документов XVI-XVII вв. всадник с копьём на русском гербе прямо называется портретом царя. Однако ассоциация со святым оказалась гораздо более прочной. Уже Пётр I называл всадника с русского герба святым Георгием. Именно так это изображение трактуют и официальные документы XVIII в.
В 1781 г. изображение Георгия Победоносца было официально утверждено в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. После 1917 г. Георгий Победоносец исчез из официальной символики. С 1995 г., в соответствии с Уставом г. Москвы, «гербом города Москвы является изображение на тёмно-красном геральдическом щите всадника - святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия».
30 ноября 1993 г. Указом Президента России изображение всадника с копьём включено в Государственный герб России.
Имя Георгия Победоносца носил один из самых важных орденов Российской империи - Георгиевский крест (в 2000 г. Знак отличия ордена Святого Георгия возрождён и вошёл в современную систему государственных наград России). Один из залов Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля носит название Георгиевский. На укреплённых по стенам зала беломраморных досках выбиты имена кавалеров ордена и названия получивших георгиевские награды полков, батарей, морских экипажей.
Икона «Святой Георгий, чудо о змие» - одна из самых известных русских икон.
В языке и речи
С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник (совокупность имен собственных), и приобрело в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей − Юрия Даниловича, внука Александра Невского.
С весенними именинами святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что «Тёплый Егорий весну начинает».
Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времён царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что−либо долго ожидаемое.
У язычников культ Георгий был связан не только с земледелием, по их верованию Егорий был покровителем скотины.
Медиатека
Репродукции