«Войнá и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого.
Энциклопедическая справка
Роман «Война и мир» был написан в 1863−1869 гг. в период пребывания писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, - «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867-1869 гг.
Действие романа охватывает период с 1805 по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ декабристов. События развиваются в Москве, в Петербурге, в провинции, а также в Европе − на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн.
В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц в общей сложности около 600: представители столичного дворянства (см. дворянин), простые крестьяне (см. крестьянин) и солдаты, реальные исторические персонажи, среди которых император Александр I, Наполеон, фельдмаршал М. И. Кутузов, знаменитые генералы русской и французской армий.
Главные герои романа - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова − вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России.
Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе - простой солдат Платон Каратаев.
В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С. А. Толстой, Толстой любил «мысль народную»: народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила армии и партизанского движения.
Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через семь лет после событий Отечественной войны 1812 г. Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России.
В культуре
Роман «Война и мир» на протяжении многих лет входит в школьную (см. школа) программу по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне.
Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. Бородино), пожар в Москве в 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама Ф. А. Рубо «Бородинская битва» (1911 г.), «В 1812 году» И. М. Прянишникова (1874 г.), «Совет в Филях» А. Д. Кившенко (1880 г.).
Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций − четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра С. Ф. Бондарчука (1965-1967 гг.).
По роману «Война и мир» написана одноимённая опера С. С. Прокофьева (1944 г.).
В языке и речи
Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например: выражение дубина народной войны стало образным названием партизанской войны.
Медиатека
Тексты
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 3. Часть 2. Глава 39 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Часть 1. Глава 13 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 1 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 16 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 4. Глава 7 (отрывок)
Репродукции
- И.М. Прянишников. «В 1812 году»
- А.Д. Кившенко. «Военный совет в Филях»
- Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Д.А. Шмаринов. Наташа Ростова. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Д.А. Шмаринов. Партизаны ведут пленных французов. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Д.А. Шмаринов. Пьер на батарее Раевского. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- А.В. Николаев. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Н.Н. Рушева. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Ф.А. Рубо. Панорама «Бородинская битва»
Фотографии
- Андрей Болконский в исполнении В.В. Тихонова в фильме «Война и мир» С.Ф. Бондарчука
- Наташа Ростова и Андрей Болконский в исполнении Л.М. Савельевой и В.В. Тихонова в фильме «Война и мир» С.Ф. Бондарчука
- Пьер Безухов в исполнении С.Ф. Бондарчука в фильме «Война и мир» С.Ф. Бондарчука
- М.И. Кутузов в исполнении Б.Е. Захавы в фильме «Война и мир» С.Ф. Бондарчука
Аудиозаписи
- Ария Наташи Ростовой «Какое право они имеют…» из оперы «Война и мир»
Видеосюжеты
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Первый бал Наташи Ростовой)
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери перед Бородинским сражением)
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Бородинское сражение)
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Совет в Филях)
- Война и мир. Опера С.С. Прокофьева (Первый бал Наташи)
- Война и мир. Опера С.С. Прокофьева. Ария Кутузова
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- «Война и мир» Л.Н. Толстого
- Как узнать Наташу Ростову
- Л.Н. Толстой о Наташе Ростовой
- Героини романов Л.Н. Толстого
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=«Войнá и мир»|image=Voina i mir s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=«Войнá и мир»|image=Voina i mir s.jpg}} |
| | | |
− | Роман−эпопея [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]].
| + | Роман-эпопея [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]]. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Роман «Война и мир» был написан в 1863−1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно−исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, − «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867−1869 гг. | + | Роман «Война и мир» был написан в 1863−1869 гг. в период пребывания писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, - «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867-1869 гг. |
| | | |
− | Действие романа охватывает период с 1805 по 1820−е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ [[декабристы|декабристов]]. События развиваются в [[Москва|Москве]], в [[Петербург]]е, в провинции, а также в Европе − на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн. | + | Действие романа охватывает период с 1805 по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ [[декабристы|декабристов]]. События развиваются в [[Москва|Москве]], в [[Петербург]]е, в провинции, а также в Европе − на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн. |
| | | |
− | В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц − около 600: представители столичного '''дворянства''' (см. [[дворянин]]), простые '''крестьяне''' (см. [[крестьянин]]) и солдаты, много реальных исторических персонажей, среди них − император [[Александр I]], Наполеон, фельдмаршал [[Кутузов М.И. |М. И. Кутузов]], знаменитые генералы русской и французской армий. | + | В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц в общей сложности около 600: представители столичного '''дворянства''' (см. [[дворянин]]), простые '''крестьяне''' (см. [[крестьянин]]) и солдаты, реальные исторические персонажи, среди которых император [[Александр I]], Наполеон, фельдмаршал [[Кутузов М.И. |М. И. Кутузов]], знаменитые генералы русской и французской армий. |
| | | |
− | Главные герои романа: '''Андрей Болконский''', '''Пьер Безухов''', [[Наташа Ростова]] − вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России. | + | Главные герои романа - '''Андрей Болконский''', '''Пьер Безухов''', [[Наташа Ростова]] − вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России. |
| | | |
− | Все персонажи романа−эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе − простой солдат Платон Каратаев. | + | Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе - простой солдат Платон Каратаев. |
| | | |
| В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С. А. Толстой, Толстой любил ''«мысль народную»'': народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила [[Армия|армии]] и партизанского движения. | | В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С. А. Толстой, Толстой любил ''«мысль народную»'': народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила [[Армия|армии]] и партизанского движения. |
| | | |
− | Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через 7 лет после событий [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России. | + | Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через семь лет после событий [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Роман «Война и мир» многие годы включается в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно−историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне. | + | Роман «Война и мир» на протяжении многих лет входит в школьную (см. [[школа]]) программу по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне. |
| | | |
− | Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. [[Бородино]]), пожар Москвы 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама '''Ф. А. Рубо''' «Бородинская битва» (1911 г.), «Эпизод из войны 1812 года» '''И. М. Прянишникова''' (1874 г.), «Совет в Филях» '''А. Д. Кившенко''' (1880 г.). | + | Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. [[Бородино]]), пожар в Москве в 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама '''Ф. А. Рубо''' «Бородинская битва» (1911 г.), «В 1812 году» '''И. М. Прянишникова''' (1874 г.), «Совет в Филях» '''А. Д. Кившенко''' (1880 г.). |
| | | |
− | Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций − четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра '''С. Ф. Бондарчука''' (1968 г.). | + | Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций − четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра '''С. Ф. Бондарчука''' (1965-1967 гг.). |
| | | |
− | По роману «Война и мир» написана одноимённая опера '''С. С. Прокофьева''' (1941−1943 гг.). | + | По роману «Война и мир» написана одноимённая опера '''С. С. Прокофьева''' (1944 г.). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |