ико́нопись
Писание икон (см. икона), вид религиозной живописи.
Энциклопедическая справка
Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. Русь) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. церковь).
Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались иконописцами. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. монастырь). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. летопись), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной храм.
Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. липа) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками − яичной темперой − наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: новгородская, псковская и московская. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, чёток. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твёрдого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники−иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: лёгкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа).
В культуре
Расцвет иконописи на Руси относится к XIV−XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Во время раскола, в XVII в., по решению церковного собора, было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, Богородицы и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в.
В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название парсуна (от латинского persona).
В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями.
Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов.
В языке и речи
Прилагательное иконописный в переносном смысле имеет значение ‘подобный изображениям на иконах; суровый, строгий’ (иконописное лицо, иконописная красота).
Медиатека
Панорамы
- Реалистическая сферическая панорама храма с фресками Дионисия 1502 года
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=иконопись|image=Icopis s.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=ико́нопись|image=Icopis s.jpg}} |
| | | |
| Писание икон (см. [[икона]]), вид религиозной живописи. | | Писание икон (см. [[икона]]), вид религиозной живописи. |
Строка 7: |
Строка 7: |
| Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. [[Русь]]) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. [[церковь]]). | | Искусство иконописи в Древнюю Русь (см. [[Русь]]) пришло из Византии, откуда приехали в Киев первые мастера, чтобы расписывать церкви (см. [[церковь]]). |
| | | |
− | Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе свое имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]]. | + | Мастера, писавшие фрески и иконы, назывались ''иконописцами''. Они были монахами и работали в иконописных мастерских при монастырях (см. [[монастырь]]). Большинство икон анонимно: иконописец не ставил на иконе своё имя, так как считал себя не автором и создателем иконы, а лишь инструментом в руках Бога. Имена иконописцев становились известны только по летописям (см. [[летопись]]), в которых сказано, кто из них оформлял тот или иной [[храм]]. |
| | | |
− | Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками — ''яичной темперой'' — наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV—XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская'', ''псковская'' и ''московская''. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники-иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). | + | Техника иконописи была заимствована русскими мастерами тоже из Византии: иконы писали на специально высушенных липовых (см. [[липа]]) досках, на которые наклеивался холст, доска грунтовалась, а затем специальными красками − ''яичной темперой'' − наносилось изображение. Техника письма и технология подготовки досок практически не изменялись на Руси до XVII в. В киевский период истории Древней Руси существовал только один стиль иконописи, похожий на византийский. В XIV−XV вв. сформировались три иконописные школы: ''новгородская'', ''псковская'' и ''московская''. Новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, чёток. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов. Псковские иконы не имеют такого твёрдого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска, но всегда поэтичны. Художники−иконописцы московской школы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: лёгкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Расцвет иконописи на Руси относится к XIV – XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера '''Феофан Грек''', '''Андрей Рублев''', '''Дионисий'''. | + | Расцвет иконописи на Руси относится к XIV−XVI вв. В это время работали выдающиеся мастера '''Феофан Грек''', '''Андрей Рублёв''', '''Дионисий'''. |
| | | |
| Во время [[раскол|раскола]], в XVII в., по решению церковного [[собор|собора]], было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, [[Богородица|Богородицы]] и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в. | | Во время [[раскол|раскола]], в XVII в., по решению церковного [[собор|собора]], было решено переписать некоторые иконы, созданные до церковных реформ. Поверх старых изображений были написаны лики Иисуса, [[Богородица|Богородицы]] и святых в соответствии с церковными канонами середины XVII в. |
Строка 19: |
Строка 19: |
| В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona''). | | В XVII в. из иконы постепенно развился жанр русского портрета, который первоначально получил название ''парсуна'' (от латинского ''persona''). |
| | | |
− | В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающее манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями. | + | В XVIII в., кроме традиционных, появились неканонические иконы, подражающие манере светской живописи. Некоторые иконописцы начали писать святых и эпизоды из Библии на холстах масляными красками; на иконе стали изображать прямую перспективу и писать человеческие фигуры в соответствии с анатомическими пропорциями. |
| | | |
| Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них '''К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов'''. | | Многие художники ХIХ в. начинали свой творческий путь как иконописцы. Среди них '''К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. М. Васнецов'''. |