Текущая версия на 10:25, 14 февраля 2025
шáпка
Головной убор, обычно тёплый и мягкий.
Энциклопедическая справка
Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок.
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии шапки-ушанки стали носить и женщины.
Для военных и полиции шапка – элемент форменной одежды для зимы.
В культуре
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. крестьянство) и рабочие (см. рабочий) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в храм или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.
В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.
В языке и речи
Слово шапка встречается во многих устойчивых выражениях: по Сеньке и шапка скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; на воре шапка горит говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; человеку дают по шапке, а он получает по шапке, если его наказывают, прогоняют, увольняют.
Шапочным знакомством оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно к шапочному разбору.
Медиатека
Тексты
- А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». («Царские палаты»)
Репродукции
- В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»
- Ф.Г. Солнцев. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства»
- А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»
- А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»
- Б.М. Кустодиев «Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Российский»
- Б.М. Кустодиев. «Автопортрет»
Фотографии
- Шапка Мономаха
- Шапка-кубанка
Видеосюжеты
- Мультфильм «Жадный богач» (фрагмент)
|
|
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) |
Строка 7: |
Строка 7: |
| Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится ''шапка Мономаха'' (см. [[Владимир Мономах]]). | | Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится ''шапка Мономаха'' (см. [[Владимир Мономах]]). |
| | | |
− | Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. | + | Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. |
| | | |
| Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии ''шапки-ушанки'' стали носить и женщины. | | Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии ''шапки-ушанки'' стали носить и женщины. |
Строка 14: |
Строка 14: |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) носили шапки-ушанки из дешёвого меха. | + | Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. [[крестьянство]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) носили шапки-ушанки из дешёвого меха. |
| | | |
− | В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в [[храм]] или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (''оземь'') во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''. | + | В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в [[храм]] или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (''оземь'') во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''. |
| | | |
| В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли. | | В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли. |