Лингвострановедческий словарь «Россия».

Двенадцать стульев (роман)/B1-B2: различия между версиями


Текущая версия на 12:14, 10 февраля 2025

12stuliev s.jpg
«Двенáдцать стýльев»

Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».

Энциклопедическая справка

Романы были написаны в 1927−1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей Советского Союза, а их первый роман − классикой советской литературы.

Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период НЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов России, продолжается в Крыму.

Главный герой романа − Остап Бендер − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы советской власти, − бывшие дворяне (см. дворянство) и мещане (см. мещанство]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.

Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Персонажи проходят через множество организаций, ситуаций, знакомятся с разными людьми. В романе сатирически изображена жизнь страны в конце 20-х годов ХХ в. Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты. Но вскоре становится известно, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. рабочий).

Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Нелепость положения этого человека была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.

В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, ставит «счастливого» обладателя капитала в глупое и смешное положение. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.

Романы Ильфа и Петрова − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы. Они отличаются афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой.

Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие − наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.

В культуре

Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в школе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и их взаимоотношения с властью не теряют своей актуальности и сегодня.

«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.).

В языке и речи

Стали крылатыми словами многие высказывания авторов и героев романа, например: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (так говорят, когда начались какие-либо долгожданные события); Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат? (ответ человеку, требующему слишком многого); Командовать парадом буду я! (несколько ироничное принятие на себя функций руководителя); Автомобиль не роскошь, а средство передвижения; Мы чужие на этом празднике жизни; Нет, это не Рио-де-Жанейро; С таким счастьем − и на свободе.

Медиатека

Тексты

  1. И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)
  2. И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)
  3. Ю.Ч. Ким. Слова песни Остапа Бендера из кинофильма «Двенадцать стульев»

Репродукции

  1. С.И. Лемехов. Иллюстрация к роману «12 стульев»
  2. С.И. Лемехов. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев»
  3. Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок»

Фотографии

  1. Остап Бендер в исполнении А.А. Миронова в фильме «12 стульев» М.А. Захарова
  2. Остап Бендер в исполнении А.М. Гомиашвили в фильме «12 стульев» Л.И. Гайдая
  3. Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге
  4. Памятник Остапу Бендеру в Элисте
  5. Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»

Видеосюжеты

  1. Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)
 
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника)Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}}
   −
Роман '''И. Ильфа''' и '''Е. Петрова''', входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
+
Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
Романы были написаны в 1927−1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии - романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей  [[Советский Союз (СССР)|Советского Союза]], а их первый роман - классикой советской литературы.
+
Романы были написаны в 1927−1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей  [[Советский Союз|Советского Союза]], а их первый роман классикой советской литературы.
   −
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период НЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов России, продолжается в Крыму.
+
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период [[НЭП|НЭПа]]. Оно начинается в одном из провинциальных городов [[Россия|России]], продолжается в Крыму.
   −
Главный герой романа - [[Остап Бендер]] - авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], - бывшие дворяне (см. [[дворянин]]) и мещане (см. [[мещанин]]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
+
Главный герой романа [[Остап Бендер]] авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], бывшие дворяне (см. [[дворянство]]) и мещане (см. [[мещанство]]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
   −
Сюжет романа «Двенадцать стульев» - история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Персонажи проходят через множество организаций, ситуаций, знакомятся с разными людьми. В романе сатирически изображена жизнь страны в конце 20-х годов ХХ в. Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты. Но вскоре становится известно, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]).
+
Сюжет романа «Двенадцать стульев» история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Персонажи проходят через множество организаций, ситуаций, знакомятся с разными людьми. В романе сатирически изображена жизнь страны в конце 20-х годов ХХ в. Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты. Но вскоре становится известно, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]).
    
Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Нелепость положения этого человека была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
 
Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Нелепость положения этого человека была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
Строка 16: Строка 16:  
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, ставит «счастливого» обладателя капитала в глупое и смешное положение. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
 
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, ставит «счастливого» обладателя капитала в глупое и смешное положение. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
   −
Романы Ильфа и Петрова - одни из самых любимых читателями произведений советской литературы. Они отличаются афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой.
+
Романы Ильфа и Петрова одни из самых любимых читателями произведений советской литературы. Они отличаются афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой.
   −
Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие - наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
+
Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
Романы до сих пор постоянно переиздаются, входят в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и их взаимоотношения с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
+
Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в [[школа|школе]], переводятся на иностранные языки. Характеры героев и их взаимоотношения с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
   −
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М. А. Швейцером (1968 г.), Л. И. Гайдаем (1971 г.), М. А. Захаровым (1976 г.).
+
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.).
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Строка 47: Строка 47:     
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|12 стульев. Фильм Л.И. Гайдая («Дай 10 копеек»)]]<br />
+
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)]]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Художественная литература]]
 
[[Категория:Художественная литература]]