«Двенáдцать стýльев»
Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
Энциклопедическая справка
Романы были написаны соответственно в 1927-1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей Советского Союза, а их первый роман − классикой советской литературы.
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период НЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым.
Главный герой романа − Остап Бендер − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы советской власти, − зажиточные в прошлом дворяне (см. дворянин) и мещане (см. дворянин), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20-х годов ХХ в.
Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. рабочий).
Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько-нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.
Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие - наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
В культуре
Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в школа, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.).
В языке и речи
Стали крылатыми словами многие высказывания авторов и героев романа, например: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (так говорят, когда начались какие−либо долгожданные события); Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат? (ответ человеку, требующему слишком многого); Командовать парадом буду я! (несколько ироничное принятие на себя функций руководителя); Автомобиль не роскошь, а средство передвижения; Мы чужие на этом празднике жизни; Нет, это не Рио−де−Жанейро; С таким счастьем − и на свободе.
Медиатека
Тексты
- И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)
- И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)
- И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)
- Ю.Ч. Ким. Слова песни Остапа Бендера из кинофильма «Двенадцать стульев»
Репродукции
- С.И. Лемехов. Иллюстрация к роману «12 стульев»
- С.И. Лемехов. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев»
- Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок»
Фотографии
- Остап Бендер в исполнении А.А. Миронова в фильме «12 стульев» М.А. Захарова
- Остап Бендер в исполнении А.М. Гомиашвили в фильме «12 стульев» Л.И. Гайдая
- Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге
- Памятник Остапу Бендеру в Элисте
- Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»
Видеосюжеты
- Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)
- Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (Москва-Васюки)
- Фильм М.А. Захарова «12 стульев» (Песня Остапа Бендера)
- Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)
Интерактивные задания
Афористика
- Как сказал Остап Бендер
Прецедентные феномены
- «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова
- И. Ильф и Е. Петров об Остапе Бендере
|
|
(не показано 17 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}} |
| | | |
− | Роман '''И. Ильфа''' и '''Е. Петрова''', входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок». | + | Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок». |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Романы были написаны соответственно в 1927−1928 и в 1930−1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За истекшие три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей [[Советский Союз (СССР)|Советского Союза]], а их первый роман − классикой советской литературы. | + | Романы были написаны соответственно в 1927-1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей [[Советский Союз|Советского Союза]], а их первый роман − классикой советской литературы. |
| | | |
− | Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период [[НЭП]]а. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым. | + | Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период [[НЭП]]а. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы [[Россия|России]], потом перемещается в Крым. |
| | | |
| Главный герой романа − [[Остап Бендер]] − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], − зажиточные в прошлом дворяне (см. [[дворянин]]) и мещане (см. [[дворянин]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов. | | Главный герой романа − [[Остап Бендер]] − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], − зажиточные в прошлом дворяне (см. [[дворянин]]) и мещане (см. [[дворянин]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов. |
| | | |
− | Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут брильянты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20−х годов ХХ в. | + | Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20-х годов ХХ в. |
− | Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся получить себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]). | + | Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]). |
| | | |
− | Однако Остап Бендер выжил и предстал перед читателями на страницах нового романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько−нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти. | + | Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько-нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти. |
| | | |
− | В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё−таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио−де−Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем. | + | В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем. |
| | | |
| Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы. | | Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы. |
| | | |
− | Литературоведами эти произведения оценивались по−разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие − наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром. | + | Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие - наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Романы до сих пор постоянно переиздаются, входят в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня. | + | Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в [[школе|школа]], переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня. |
| | | |
− | «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами '''М. А. Швейцером''' (1968 г.), '''Л. И. Гайдаем''' (1971 г.), '''М. А. Захаровым''' (1976 г.). | + | «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
Строка 40: |
Строка 40: |
| | | |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
− | # [[Медиатека: Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 ]]<br /> | + | # [[Медиатека: Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |С.И. Лемехов. Иллюстрация к роману «12 стульев»]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 ]]<br /> | + | # [[Медиатека: Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |С.И. Лемехов. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев»]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969|Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969]]<br /> | + | # [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969|Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
− | # [[Медиатека: Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976|Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976]]<br /> | + | # [[Медиатека: Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976|Остап Бендер в исполнении А.А. Миронова в фильме «12 стульев» М.А. Захарова]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая. «12 стульев» 1971|Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая «12 стульев». 1971]]<br /> | + | # [[Медиатека: Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая. «12 стульев» 1971|Остап Бендер в исполнении А.М. Гомиашвили в фильме «12 стульев» Л.И. Гайдая]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000|Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000]]<br /> | + | # [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000|Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999|Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999 ]]<br /> | + | # [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999|Памятник Остапу Бендеру в Элисте]]<br /> |
| # [[Медиатека: Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»|Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»]]<br /> | | # [[Медиатека: Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»|Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|12 стульев. Фильм Л.И. Гайдая («Дай 10 копеек»)]]<br /> | + | # [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Песня Остапа Бендера из фильма М.А. Захарова «12 стульев»|12 стульев. Фильм М.А. Захарова (Песня Остапа Бендера)]]<br /> | + | # [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 2). 1971|Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (Москва-Васюки)]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 2). 1971|12 стульев. Фильм Л.И. Гайдая (Москва-Васюки)]]<br /> | + | # [[Медиатека: Песня Остапа Бендера из фильма М.А. Захарова «12 стульев»|Фильм М.А. Захарова «12 стульев» (Песня Остапа Бендера)]]<br /> |
| # [[Медиатека: Телевизионная передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)|Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)]]<br /> | | # [[Медиатека: Телевизионная передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)|Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)]]<br /> |
| | | |
Строка 62: |
Строка 62: |
| | | |
| == Прецедентные феномены == | | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/12stul_pf_1 «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова]<br/> |
| # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/ostapben_pf_3 И. Ильф и Е. Петров об Остапе Бендере]<br /> | | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/ostapben_pf_3 И. Ильф и Е. Петров об Остапе Бендере]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |