Лингвострановедческий словарь «Россия».

Двенадцать стульев (роман)/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 09:58, 31 марта 2021

12stuliev s.jpg
«Двенáдцать стýльев»

Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».

Энциклопедическая справка

Романы были написаны соответственно в 1927-1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей Советского Союза, а их первый роман − классикой советской литературы.

Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период НЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым.

Главный герой романа − Остап Бендер − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы советской власти, − зажиточные в прошлом дворяне (см. дворянин) и мещане (см. дворянин), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.

Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20-х годов ХХ в. Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. рабочий).

Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько-нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.

В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.

Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.

Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие - наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.

В культуре

Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в школа, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.

«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.).

В языке и речи

Стали крылатыми словами многие высказывания авторов и героев романа, например: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (так говорят, когда начались какие−либо долгожданные события); Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат? (ответ человеку, требующему слишком многого); Командовать парадом буду я! (несколько ироничное принятие на себя функций руководителя); Автомобиль не роскошь, а средство передвижения; Мы чужие на этом празднике жизни; Нет, это не Рио−де−Жанейро; С таким счастьем − и на свободе.

Медиатека

Тексты

  1. И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)
  2. И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)
  3. И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)
  4. Ю.Ч. Ким. Слова песни Остапа Бендера из кинофильма «Двенадцать стульев»

Репродукции

  1. С.И. Лемехов. Иллюстрация к роману «12 стульев»
  2. С.И. Лемехов. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев»
  3. Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок»

Фотографии

  1. Остап Бендер в исполнении А.А. Миронова в фильме «12 стульев» М.А. Захарова
  2. Остап Бендер в исполнении А.М. Гомиашвили в фильме «12 стульев» Л.И. Гайдая
  3. Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге
  4. Памятник Остапу Бендеру в Элисте
  5. Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»

Видеосюжеты

  1. Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)
  2. Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (Москва-Васюки)
  3. Фильм М.А. Захарова «12 стульев» (Песня Остапа Бендера)
  4. Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Как сказал Остап Бендер

Прецедентные феномены

  1. «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова
  2. И. Ильф и Е. Петров об Остапе Бендере
 
(не показана 21 промежуточная версия 2 участников)Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=«Двенáдцать стýльев»|image=12stuliev s.jpg}}
   −
Роман '''И. Ильфа''' и '''Е. Петрова''', входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
+
Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Романы были написаны соответственно в 1927−1928 и в 1930−1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За истекшие три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей [[Советский Союз (СССР)|Советского Союза]], а их первый роман − классикой советской литературы.
+
Романы были написаны соответственно в 1927-1928 и в 1930-1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За эти три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей [[Советский Союз|Советского Союза]], а их первый роман − классикой советской литературы.
   −
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период [[НЭП]]а. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым.
+
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период [[НЭП]]а. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы [[Россия|России]], потом перемещается в Крым.
    
Главный герой романа − [[Остап Бендер]] − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], − зажиточные в прошлом дворяне (см. [[дворянин]]) и мещане (см. [[дворянин]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
 
Главный герой романа − [[Остап Бендер]] − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы [[советская власть|советской власти]], − зажиточные в прошлом дворяне (см. [[дворянин]]) и мещане (см. [[дворянин]]), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
   −
Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут брильянты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20−х годов ХХ в.
+
Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20-х годов ХХ в.
Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся получить себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]).
+
Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся забрать себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. [[рабочий]]).
   −
Однако Остап Бендер выжил и предстал перед читателями на страницах нового романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько−нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
+
Однако Остап Бендер выжил и позже предстал перед читателями на страницах романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько-нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
   −
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё−таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио−де−Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
+
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
 
   
 
   
 
Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.
 
Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.
   −
Литературоведами эти произведения оценивались по−разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие − наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
+
Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие - наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Романы до сих пор постоянно переиздаются, входят в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
+
Романы до сих пор регулярно переиздаются, изучаются в [[школе|школа]], переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
   −
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами '''М. А. Швейцером''' (1968 г.), '''Л. И. Гайдаем''' (1971 г.), '''М. А. Захаровым''' (1976 г.).
+
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М.А. Швейцером (1968 г.), Л.И. Гайдаем (1971 г.), М.А. Захаровым (1976 г.).
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Строка 34: Строка 34:  
= Медиатека =
 
= Медиатека =
 
== Тексты ==
 
== Тексты ==
# [[Медиатека: Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)|Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека: Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Глава V (отрывок)|И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека: Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)|Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека: Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)|И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека: Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)|Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека: Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)|И.А. Ильф и Е.П. Петров. Роман «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека: Песня Остапа Бендера «Парус» Г.И. Гладкова на слова Ю.Ч. Кима| Песня Остапа Бендера «Парус» Г.И. Гладкова на слова Ю.Ч. Кима]]<br />
+
# [[Медиатека: Песня Остапа Бендера «Парус» Г.И. Гладкова на слова Ю.Ч. Кима| Ю.Ч. Ким. Слова песни Остапа Бендера из кинофильма «Двенадцать стульев»]]<br />
    
== Репродукции ==
 
== Репродукции ==
# [[Медиатека: Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 ]]<br />
+
# [[Медиатека: Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |С.И. Лемехов. Иллюстрация к роману «12 стульев»]]<br />
# [[Медиатека: Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 ]]<br />
+
# [[Медиатека: Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003 |С.И. Лемехов. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев»]]<br />
# [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969|Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969]]<br />
+
# [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969|Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок»]]<br />
    
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
# [[Медиатека: Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976|Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976]]<br />
+
# [[Медиатека: Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976|Остап Бендер в исполнении А.А. Миронова в фильме «12 стульев» М.А. Захарова]]<br />
# [[Медиатека: Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая. «12 стульев» 1971|Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая «12 стульев». 1971]]<br />
+
# [[Медиатека: Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая. «12 стульев» 1971|Остап Бендер в исполнении А.М. Гомиашвили в фильме «12 стульев» Л.И. Гайдая]]<br />
# [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000|Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000]]<br />
+
# [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000|Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге]]<br />
# [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999|Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999 ]]<br />
+
# [[Медиатека: Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999|Памятник Остапу Бендеру в Элисте]]<br />
 
# [[Медиатека: Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»|Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»]]<br />
 
# [[Медиатека: Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»|Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»]]<br />
    
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|12 стульев. Фильм Л.И. Гайдая («Дай 10 копеек»)]]<br />
+
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 1). 1971|Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» («Дай 10 копеек»)]]<br />
# [[Медиатека: Песня Остапа Бендера из фильма М.А. Захарова «12 стульев»|12 стульев. Фильм М.А. Захарова (Песня Остапа Бендера)]]<br />
+
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 2). 1971|Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (Москва-Васюки)]]<br />
# [[Медиатека: Фильм Л.И. Гайдая «12 стульев» (фрагмент 2). 1971|12 стульев. Фильм Л.И. Гайдая (Москва-Васюки)]]<br />
+
# [[Медиатека: Песня Остапа Бендера из фильма М.А. Захарова «12 стульев»|Фильм М.А. Захарова «12 стульев» (Песня Остапа Бендера)]]<br />
 
# [[Медиатека: Телевизионная передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)|Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)]]<br />
 
# [[Медиатека: Телевизионная передача «Игра в бисер» с Игорем Волгиным (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев»)|Роман «12 стульев» на телеканале «Культура» (фрагмент)]]<br />
 +
 +
= Интерактивные задания =
 +
== Афористика ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/af/ostapben_af_1 Как сказал Остап Бендер]<br />
 +
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/12stul_pf_1 «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова]<br/>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/ostapben_pf_3 И. Ильф и Е. Петров об Остапе Бендере]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Художественная литература]]
 
[[Категория:Художественная литература]]