Не́доросль
Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин) эпохи Екатерины II.
Энциклопедическая справка
Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.
Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. Пётр I) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина – это право служить обществу своим умом и знаниями.
Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается.
В культуре
Комедия принесла Фонвизину славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещенным зрителем благоразумные монологи Стародума, в уста которого Фонвизин вложил свое понимание гуманности и просвещения. До сих пор комедию ценят за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русских драматических театров.
В языке и речи
Благодаря комедии Фонвизина слово недоросль (прежде нейтральное) получило новое переносное значение – «недоучившийся, глуповатый молодой человек», а имя Митрофанушка стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя.
Слова Митрофанушки Не хочу учиться, хочу жениться стали крылатыми, употребляются как шутка.
Медиатека
Тексты
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 1. Явление IV (отрывок)
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 3. Явление VI (отрывок)
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 5. Явление последнее (отрывок)
- В.О. Ключевский. Статья «Недоросль Фонвизина» (отрывок)
Репродукции
- Т.Н. Кастерина. Иллюстрации к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Фотографии
- Митрофанушка в исполнении А.А. Коновалова в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
- Митрофанушка в исполнении И.В. Ляха в фильме-спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
- Госпожа Простакова в исполнении Л.П. Поляковой в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
Видеосюжеты
- Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (сон Митрофанушки)
- Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (Вот злонравия достойные плоды!)
Интерактивные задания
Афористика
- Как сказал Митрофанушка
Прецедентные феномены
- «Недоросль» Д.В. Фонвизина
|
|
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 7: |
Строка 7: |
| Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г. | | Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г. |
| | | |
− | Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. [[Пётр I]]) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина - это право служить обществу своим умом и знаниями. | + | Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. [[Пётр I]]) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина – это право служить обществу своим умом и знаниями. |
| | | |
| Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается. | | Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается. |
Строка 17: |
Строка 17: |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' (прежде нейтральное) получило новое переносное значение ‘недоучившийся, глуповатый молодой человек’, а имя ''Митрофанушка'' стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. | + | Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' (прежде нейтральное) получило новое переносное значение – «недоучившийся, глуповатый молодой человек», а имя ''Митрофанушка'' стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя. |
| | | |
− | Слова Митрофанушки ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми (употребляются как шутка). | + | Слова Митрофанушки ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми, употребляются как шутка. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
Строка 34: |
Строка 34: |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
− | # [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль»|Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр]]<br /> | + | # [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль»|Митрофанушка в исполнении А.А. Коновалова в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль»|Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль» в постановке Малого театра]]<br /> | + | # [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль»|Митрофанушка в исполнении И.В. Ляха в фильме-спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль»|Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр]]<br /> | + | # [[Медиатека:Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль»|Госпожа Простакова в исполнении Л.П. Поляковой в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 1)|Недоросль. Телеверсия спектакля Малого театра (сон Митрофанушки)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 1)|Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (сон Митрофанушки)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 2)|Недоросль. Телеверсия спектакля Малого театра (Вот злонравия достойные плоды!)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 2)|Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (Вот злонравия достойные плоды!)]]<br /> |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |
Строка 52: |
Строка 52: |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |
| + | [[Category:Театр и кино]] |