Лингвострановедческий словарь «Россия».

Недоросль (пьеса)/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 09:58, 25 марта 2019

Nedorosl s.jpg
Не́доросль

Комедия Д.И. Фонвизина, описывающая быт провинциальных дворян (см. дворянин) эпохи Екатерины II.

Энциклопедическая справка

Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.

Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. Пётр I) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина – это право служить обществу своим умом и знаниями.

Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова на неблаговидные поступки. В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается.

В культуре

Комедия принесла Фонвизину славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещенным зрителем благоразумные монологи Стародума, в уста которого Фонвизин вложил свое понимание гуманности и просвещения. До сих пор комедию ценят за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русских драматических театров.

В языке и речи

Благодаря комедии Фонвизина слово недоросль (прежде нейтральное) получило новое переносное значение – «недоучившийся, глуповатый молодой человек», а имя Митрофанушка стало нарицательным обозначением лодыря, лоботряса, лентяя.

Слова Митрофанушки Не хочу учиться, хочу жениться стали крылатыми, употребляются как шутка.

Медиатека

Тексты

  1. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 1. Явление IV (отрывок)
  2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 3. Явление VI (отрывок)
  3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Действие 5. Явление последнее (отрывок)
  4. В.О. Ключевский. Статья «Недоросль Фонвизина» (отрывок)

Репродукции

  1. Т.Н. Кастерина. Иллюстрации к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Фотографии

  1. Митрофанушка в исполнении А.А. Коновалова в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
  2. Митрофанушка в исполнении И.В. Ляха в фильме-спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина
  3. Госпожа Простакова в исполнении Л.П. Поляковой в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина

Видеосюжеты

  1. Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (сон Митрофанушки)
  2. Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (Вот злонравия достойные плоды!)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Как сказал Митрофанушка

Прецедентные феномены

  1. «Недоросль» Д.В. Фонвизина
 
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника)Строка 7: Строка 7:  
Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.
 
Пьеса написана в 1781 г., поставлена в 1782 г., опубликована в 1783 г.
   −
Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны - это семья Простаковых, глава которой - малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и ее родственникам противопоставлены представители просвещенного дворянства: Стародум - человек с идеалами петровского (см. [[Пётр I]]) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина - это право служить обществу своим умом и знаниями.
+
Согласно традиции классицизма, автор делит героев пьесы на положительных и отрицательных и дает им имена и фамилии, намекающие на их пороки или добродетели. С одной стороны – это семья Простаковых, глава которой – малограмотная и деспотичная помещица, уверенная, что может делать что хочет, поскольку дан указ о «вольности дворянской». Простакова сурово распоряжается своими крестьянами, слугами, родственниками. С нежностью и заботой относится только к сыну Митрофанушке, недорослю (то есть молодому человеку, не достигшему совершеннолетия и не поступившему на службу), который растет избалованным, грубым, невежественным бездельником. Простаковой и её родственникам противопоставлены представители просвещённого дворянства: Стародум – человек с идеалами петровского (см. [[Пётр I]]) времени и его племянница Софья; хранитель законов, чиновник Правдин; доблестный офицер Милон. Они считают, что вольность дворянина – это право служить обществу своим умом и знаниями.
   −
Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения  молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова  пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова  на неблаговидные поступки.  В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от нее практически отказывается.  
+
Сюжет комедии сосредоточен на традиционной для эпохи Просвещения теме воспитания и обучения  молодого человека. Стремясь осчастливить своего сына, Простакова  пытается дать ему домашнее образование и, что главное, выгодно женить. Для достижения второй цели она готова  на неблаговидные поступки.  В финале комедии добро торжествует, зло наказывается: за жестокое отношение к крестьянам у Простаковой отнимают имение, а сын Митрофанушка от неё практически отказывается.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Комедия принесла Фонвизину  славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещенным зрителем благоразумные монологи Стародума, в уста которого Фонвизин вложил свое понимание гуманности и просвещения.  До сих пор комедию ценят за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русского драматического театра.
+
Комедия принесла Фонвизину  славу и всеобщее признание сразу после первой постановки. Особенно ценились просвещенным зрителем благоразумные монологи Стародума, в уста которого Фонвизин вложил свое понимание гуманности и просвещения.  До сих пор комедию ценят за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены. Она регулярно ставится на сцене русских драматических театров.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' (прежде нейтральное) получило новое переносное значение ‘недоучившийся, глуповатый молодой человек’, а имя  ''Митрофанушка'' стало нарицательным  обозначением лодыря, лоботряса, лентяя.
+
Благодаря комедии Фонвизина слово ''недоросль'' (прежде нейтральное) получило новое переносное значение – «недоучившийся, глуповатый молодой человек», а имя  ''Митрофанушка'' стало нарицательным  обозначением лодыря, лоботряса, лентяя.
   −
Слова Митрофанушки  ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми (употребляются как шутка).
+
Слова Митрофанушки  ''Не хочу учиться, хочу жениться'' стали крылатыми, употребляются как шутка.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =
Строка 34: Строка 34:     
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
# [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль»|Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр]]<br />
+
# [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из спектакля «Недоросль»|Митрофанушка в исполнении А.А. Коновалова в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br />
# [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль»|Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль» в постановке Малого театра]]<br />
+
# [[Медиатека:Митрофанушка. Сцена из фильма-спектакля «Недоросль»|Митрофанушка в исполнении И.В. Ляха в фильме-спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br />
# [[Медиатека:Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль»|Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль». Малый театр]]<br />
+
# [[Медиатека:Госпожа Простакова. Сцена из спектакля «Недоросль»|Госпожа Простакова в исполнении Л.П. Поляковой в спектакле «Недоросль» по пьесе Д.В. Фонвизина]]<br />
    
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
# [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 1)|Недоросль. Телеверсия спектакля Малого театра. Действие первое (фрагмент)]]<br />
+
# [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 1)|Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (сон Митрофанушки)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Телеверсия спектакля Малого театра Недоросль 1987 г. (фрагмент 2)|Телеверсия спектакля Малого театра «Недоросль» (Вот злонравия достойные плоды!)]]<br />
    
= Интерактивные задания =
 
= Интерактивные задания =
Строка 51: Строка 52:  
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Художественная литература]]
 
[[Категория:Художественная литература]]
[[Категория:Литературные персонажи]]
+
[[Category:Театр и кино]]