раско́л
статья в работе
Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.
Энциклопедическая справка
К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской церкви, осознавшей себя в качестве главной твердыни православия и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Всё это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ересей, то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, Москва как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
Всё это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков).
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянин) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на Север, в Заволжье, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения (или «огненные крещения»). Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены.
Главным результатом раскола, его драматическим итогом, явилось действительное церковное разделение – образование особой ветви православия в виде старообрядчества. Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать не вероисповедание, а определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.
В культуре
Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозов»а выдающегося русского художника В.И. Сурикова.
В языке и речи
Полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.
|
|
Строка 7: |
Строка 7: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской [[Церковь (организация)|церкви]], осознавшей себя в качестве главной твердыни [[Православие|православия]] и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Все это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ''ересей'', то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, [[Москва/C1-C2|Москва]] как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведенных книг. | + | К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской [[Церковь (организация)|церкви]], осознавшей себя в качестве главной твердыни [[Православие|православия]] и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Всё это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ''ересей'', то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, [[Москва/C1-C2|Москва]] как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг. |
| | | |
− | Все это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времен Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое к тому времени у греков).
| + | Всё это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое к тому времени у греков). |
| | | |
− | Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошел раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям. | + | Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям. |
| | | |
− | Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлеченные проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на [[Север]], в Заволжье, на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения (или «огненные крещения»). Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены. | + | Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на [[Север]], в Заволжье, на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения (или «огненные крещения»). Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены. |
| | | |
− | Главным результатом раскола, его драматическим итогом, явилось действительное церковное разделение – образование особой ветви православия в виде старообрядчества. Долгое время слова ''раскол'' и ''старообрядчество'' официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, ''расколом'' принято именовать не вероисповедание, а определенную главу в истории Русской Православной Церкви и государства. | + | Главным результатом раскола, его драматическим итогом, явилось действительное церковное разделение – образование особой ветви православия в виде старообрядчества. Долгое время слова ''раскол'' и ''старообрядчество'' официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, ''расколом'' принято именовать не вероисповедание, а определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |