Лингвострановедческий словарь «Россия».

Шапка/B1-B2: различия между версиями


Версия 17:05, 8 декабря 2016

Shapka new.jpg
шáпка

Головной убор, обычно тёплый и мягкий.

Энциклопедическая справка

Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).

Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. боярин) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок.

Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии шапки-ушанки стали носить и женщины.

Для военных и полиции шапка – элемент форменной одежды для зимы.

В культуре

Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. крестьянин) и рабочие (см. рабочий) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.

В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в храм или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.

В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.

В языке и речи

Слово шапка встречается во многих устойчивых выражениях: по Сеньке и шапка скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; на воре шапка горит говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; человеку дают по шапке, а он получает по шапке, если его наказывают, прогоняют, увольняют.

Шапочным знакомством оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно к шапочному разбору.

Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=шáпка|image=Shapka new.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=шáпка|image=Shapka new.jpg}}
  −
статья в работе
      
Головной убор, обычно тёплый и мягкий.
 
Головной убор, обычно тёплый и мягкий.
Строка 7: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI – XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя –  ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится '''''шапка Мономаха''''' (см. [[Владимир Мономах]]).
+
Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится '''''шапка Мономаха''''' (см. [[Владимир Мономах]]).
   −
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок.  
+
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок.
   −
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии '''''шапки-ушанки''''' стали носить и женщины.
+
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии '''''шапки-ушанки''''' стали носить и женщины.
   −
Для военных и полиции шапка – элемент форменной одежды для зимы.  
+
Для военных и полиции шапка – элемент форменной одежды для зимы.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.  
+
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.
   −
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в [[храм]] или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (''оземь'') во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''.  
+
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в [[храм]] или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (''оземь'') во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''.
    
В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.
 
В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Слово ''шапка'' встречается во многих устойчивых выражениях: ''по Сеньке и шапка'' скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; ''на воре шапка горит'' говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; человеку ''дают по шапке'', а он ''получает по шапке'', если его наказывают, прогоняют, увольняют.
+
Слово ''шапка'' встречается во многих устойчивых выражениях: ''по Сеньке и шапка'' скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; ''на воре шапка горит'' говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; человеку ''дают по шапке'', а он ''получает по шапке'', если его наказывают, прогоняют, увольняют.
    
''Шапочным знакомством'' оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно ''к шапочному разбору''.
 
''Шапочным знакомством'' оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно ''к шапочному разбору''.