Лингвострановедческий словарь «Россия».

Шапка/B1-B2: различия между версиями


Версия 16:58, 8 декабря 2016

Shapka new.jpg
шáпка

статья в работе

Головной убор, обычно тёплый и мягкий.

Энциклопедическая справка

Слово шапка пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI – XII вв., когда расширились культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка встречается с XIV в. Тогда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).

Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. боярин) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок.

Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – теплые шапки с отворотами, закрывающими уши. В ХХ столетии шапки-ушанки стали носить и женщины.

Для военных и полиции шапка – элемент форменной одежды для зимы.

В культуре

Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или материального благополучия. Крестьяне (см. крестьянин) и рабочие (см. рабочий) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.

В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в храм или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.

В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.

В языке и речи

Строка 16: Строка 16:     
= В культуре =
 
= В культуре =
 +
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Шапки из каракуля, меха ондатры или бобра были признаком чиновников или  материального благополучия. Крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) носили шапки-ушанки из дешёвого меха.
    +
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, когда входят в [[храм]]  или при прощании с умершим; принято снимать шапку при входе в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (''оземь'') во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''.
 +
 +
В невербальном поведении женщин шапка не играет важной роли.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =