«На дне́»
Пьеса Максима Горького.
Энциклопедическая справка
Написана в 1902 г., в этом же году поставлена на сцене Московского художественного театра (см. МХАТ).
Впервые в русской драматургии Горький вывел на сцену людей, принадлежащих к социальным низам российского общества начала XX в., живущих «на дне» жизни. Персонажи пьесы - нищие, бродяги, воры, проститутки, а также хозяева ночлежного дома (ночлежки), то есть дома, где за очень низкую плату могли переночевать самые бедные люди. Разговоры героев - это воспоминания о прошлом, размышления о том, как надо жить, надежды на то, что ещё можно вернуться к нормальной жизни. У каждого обитателя ночлежки своя история, своя боль. У некоторых из них нет даже личных имен, а есть только клички (Актёр, Барон). Однако у всех этих людей осталась душа, которая страдает и надеется.
В пьесе предлагаются два варианта выхода со дна жизни. Первый - смирение и «ложь во спасение». Это путь, который предлагает странник Лука, утешая несчастных, рассказывая им сказку о возможности счастья в будущем, в какой-то далёкой земле или даже в загробной жизни. Другой путь предлагает один из обитателей ночлежки Сатин. Для него любая ложь, даже во спасение, неприемлема: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека». Монологи Сатина - призыв к гордому и сильному человеку, который сам должен изменить свою жизнь.
В пьесе открыто обличается царское самодержавие как общественный строй, при котором возможна такая унизительная для человека жизнь.
В культуре
Пьеса «На дне» – одно из самых популярных драматургических произведений Горького. Она долгие годы шла во МХАТе и часто ставилась на сценах других театров, экранизировалась. Постоянно включается в школьные (см. школа) программы по литературе.
В языке и речи
Самые знаменитые слова из монолога Сатина «Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга. Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» – стали крылатыми.
Медиатека
Тексты
- М. Горький. Пьеса «На дне». Действие четвертое (отрывок)
Репродукции
- Афиша премьеры спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ
- Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к пьесе М. Горького «На дне»
- Обложка книги М. Горького «На дне»
Фотографии
- Барон в исполнении Б. Фрейндлиха в спектакле по пьесе М. Горького «На дне» в Александринском театре
- Лука в исполнении И.М. Москвина в спектакле по пьесе М.Горького «На дне» в МХТ
- Сатин в исполнении В.И. Качалова в спектакле по пьесе М.Горького «На дне» в МХТ
- Сцена из спектакля по пьесе М.Горького «На дне» в МХТ
Видеосюжеты
- Сцена из спектакля по пьесе М.Горького «На дне». Театр «Современник»
Интерактивные задания
Афористика
- По словам героев пьесы М. Горького «На дне»
Прецедентные феномены
- «На дне» М. Горького
|
|
Строка 7: |
Строка 7: |
| Написана в 1902 г., в этом же году поставлена на сцене Московского художественного театра (см. [[МХАТ]]). | | Написана в 1902 г., в этом же году поставлена на сцене Московского художественного театра (см. [[МХАТ]]). |
| | | |
− | Впервые в русской драматургии Горький вывел на сцену людей, принадлежащих к социальным низам российского общества начала XX в., живущих «на дне» жизни. Персонажи пьесы – нищие, бродяги, воры, проститутки, а также хозяева ночлежного дома (ночлежки), то есть дома, где за очень низкую плату могли переночевать самые бедные люди. Действие пьесы происходит в ночлежке; разговоры героев – это воспоминания о прошлом, размышления о том, как надо жить, надежды на то, что еще можно вернуться к нормальной жизни. У каждого обитателя ночлежки своя история, своя боль. У некоторых из них нет даже личных имен, а есть только клички (Актер, Барон). Однако у всех этих людей осталась душа, которая страдает и надеется. | + | Впервые в русской драматургии Горький вывел на сцену людей, принадлежащих к социальным низам российского общества начала XX в., живущих «на дне» жизни. Персонажи пьесы - нищие, бродяги, воры, проститутки, а также хозяева ночлежного дома (ночлежки), то есть дома, где за очень низкую плату могли переночевать самые бедные люди. Разговоры героев - это воспоминания о прошлом, размышления о том, как надо жить, надежды на то, что ещё можно вернуться к нормальной жизни. У каждого обитателя ночлежки своя история, своя боль. У некоторых из них нет даже личных имен, а есть только клички (Актёр, Барон). Однако у всех этих людей осталась душа, которая страдает и надеется. |
| | | |
− | Два варианта выхода со дна жизни предлагаются в пьесе. Первый – смирение и «ложь во спасение». Это путь, который предлагает странник Лука, утешая несчастных, рассказывая им сказку о возможности счастья в будущем, в какой-то далекой земле или даже в загробной жизни. Другой путь предлагает один из обитателей ночлежки Сатин. Для него любая ложь, даже во спасение, не приемлема: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека». Монологи Сатина – призыв к гордому и сильному человеку, который сам должен изменить свою жизнь.
| + | В пьесе предлагаются два варианта выхода со дна жизни. Первый - смирение и «ложь во спасение». Это путь, который предлагает странник Лука, утешая несчастных, рассказывая им сказку о возможности счастья в будущем, в какой-то далёкой земле или даже в загробной жизни. Другой путь предлагает один из обитателей ночлежки Сатин. Для него любая ложь, даже во спасение, неприемлема: «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека». Монологи Сатина - призыв к гордому и сильному человеку, который сам должен изменить свою жизнь. |
| | | |
− | В пьесе открыто обличается царское самодержавие как общественный строй, при котором возможна такая унизительная для человека жизнь. | + | В пьесе открыто обличается царское самодержавие как общественный строй, при котором возможна такая унизительная для человека жизнь. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |