Лингвострановедческий словарь «Россия».

Казак/C1-C2: различия между версиями


Версия 09:29, 4 августа 2014

казáк

Потомок казаков, уроженец тех мест, где располагались казачьи войска.

Энциклопедическая справка

Слово казак заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение ‘свободный, независимый человек, бродяга’. В XIV—XV вв. так стали называть крестьян (см. крестьянин) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек Днепра, Дона, Волги, на Урале. Основу их жизни первоначально составляли промыслы — охота, рыболовство, позднее — скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в Сибири. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI—XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С. И. Дежневым, Е. П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока, сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.

Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII—XVIII вв. (см. Степан Разин*, Е. И. Пугачев*). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу — не были крепостными (см. крепостной*), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения — станицы — жили по своим законам, их жители — станичники — были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина — атаман*.

В XVIII — начале XX вв. все взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. — 25 — 35 лет, в XIX в. — 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью*. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII — начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX — начале XX вв.

К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.

В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии*. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть* и воевали в Красной армии*. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С. М. Буденный*, Л. М. Доватор, И. А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20 — 30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям. Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций.

В культуре

Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался….» (из кинофильма И. А. Пырьева «Кубанские казаки»).

Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Л. Н. Толстого* «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон»* и «Донские рассказы» М. А. Шолохова.

В языке и речи

От существительного казак образованы прилагательные казачий и казацкий. Слово казачий употребляется в сочетаниях, имеющих значение ‘относящийся к казакам’, а также к казачьим войскам (казачья станица, казачий офицер, казачий полк). Слово казацкий употребляется в сочетаниях со значением ‘такой, как у казака’ — казацкая шапка, казацкое седло.

Слово казак в наше время сохраняет и переносное значение — ‘свободный, вольный, независимый человек’, что проявляется в устойчивом словосочетании вольный казак.

«B2-C1» не входит в список (B1-B2, A1-A2, C1-C2) допустимых значений для свойства «Уровень владения языком».

(Новая страница: «'''казáк''' Потомок казаков, уроженец тех мест, где располагались казачьи войска. = Энцикл…»)
 
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Слово ''казак'' заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение ‘свободный, независимый человек, бродяга’. В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. [[крестьянин]]) и городских (''посадских'') людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины ''вольных людей''. Казаки поселились в нижнем течении рек Днепра*, Дона*, Волги*, на Урале*. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в Сибири*. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб*. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие.       В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком*, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока*, сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
+
Слово ''казак'' заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение ‘свободный, независимый человек, бродяга’. В XIV—XV вв. так стали называть крестьян (см. [[крестьянин]]) и городских (''посадских'') людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины ''вольных людей''. Казаки поселились в нижнем течении рек [[Днепр]]а, [[Дон]]а, [[Волга|Волги]], на [[Урал]]е. Основу их жизни первоначально составляли промыслы — охота, рыболовство, позднее — скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в [[Сибирь|Сибири]]. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, [[хлеб]]. Постепенно ''казачество'' превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI—XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с [[Ермак|Ермаком]], '''С. И. Дежневым''', '''Е. П. Хабаровы'''м и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
   −
Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII – XVIII вв. (см. Степан Разин*, Е.И. Пугачев*). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. крепостной*), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения  –  станицы  –  жили по своим законам, их жители – станичники – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина  –  атаман*.
+
Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII—XVIII вв. (см. Степан Разин*, Е. И. Пугачев*). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу — не были крепостными (см. крепостной*), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения — станицы — жили по своим законам, их жители — станичники — были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина — атаман*.
   −
В XVIII  –  начале XX вв. все взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. –  25 – 35 лет, в XIX в. –  20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью*. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII  – начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX  –  начале XX вв.
+
В XVIII — начале XX вв. все взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. — 25 — 35 лет, в XIX в. — 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью*. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII — начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX — начале XX вв.
   −
К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.
+
К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.
   −
В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии*. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть* и воевали в Красной армии*. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Буденный*, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20 – 30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.
+
В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии*. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть* и воевали в Красной армии*. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С. М. Буденный*, Л. М. Доватор, И. А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20 — 30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.
 
Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций.
 
Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций.
    
В культуре
 
В культуре
   −
Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался....» (из кинофильма И.А. Пырьева «Кубанские казаки»).
+
Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался….» (из кинофильма И. А. Пырьева «Кубанские казаки»).
   −
Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Л.Н. Толстого* «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон»* и «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
+
Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Л. Н. Толстого* «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон»* и «Донские рассказы» М. А. Шолохова.
    
В языке и речи
 
В языке и речи
   −
От существительного казак образованы прилагательные казачий и казацкий. Слово казачий употребляется в сочетаниях, имеющих значение ‘относящийся к казакам’, а также к казачьим войскам (казачья станица, казачий офицер, казачий полк). Слово казацкий употребляется в сочетаниях со значением ‘такой, как у казака’ – казацкая шапка, казацкое седло.
+
От существительного казак образованы прилагательные казачий и казацкий. Слово казачий употребляется в сочетаниях, имеющих значение ‘относящийся к казакам’, а также к казачьим войскам (казачья станица, казачий офицер, казачий полк). Слово казацкий употребляется в сочетаниях со значением ‘такой, как у казака’ — казацкая шапка, казацкое седло.
   −
Слово казак в наше время сохраняет и переносное значение – ‘свободный, вольный, независимый человек’, что проявляется в устойчивом словосочетании вольный казак.
+
Слово казак в наше время сохраняет и переносное значение — ‘свободный, вольный, независимый человек’, что проявляется в устойчивом словосочетании вольный казак.
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->