Нематериальная составляющая личности, её внутренний мир.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
В светском понимании душа – часть человеческой личности, связанная с психикой, мир чувств, переживаний, настроений и т.д. В религиозном понимании душой считается данная Богом бессмертная, бестелесная и не зависимая от тела сущность, которая, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и качества человека, а после смерти переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа.
В культуре
В русской народной культуре понятие о душе существовало еще во времена язычества. Первые сочинения о душе относятся к эпохе Древней Руси и связаны с христианской традицией. В числе наиболее известных: «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского; «Беседует ум к душе своей» и «Беседа души и ума в вопросах и ответах, откуда рождаются у нас страсти» Максима Грека.
Начиная с ХVIII в. изучение души представлено многочисленными трудами философов, обратившихся к изучению внутреннего мира человека, его развитию и совершенствованию, связи души и тела, к проблеме смертности или бессмертии души.
C конца ХIX в. многие философы пытались изучить и охарактеризовать феномен «русской души», «загадочной русской души», связывая её особенности с историей страны, с её географией, с православием, с бытием между Западом и Востоком, с «русской идеей» как смыслом жизни русских. Среди наиболее известных работ, не потерявших значение и в наше время, книги: «Русская идея» В.С. Соловьева (1888 г.), «Душа России» Бердяева Н.А. (1915 г.), «Душа человека» С.Л. Франка (1917 г.), «О России» и др. И.А. Ильина (1934 г.).
Исследование души человека – традиционная тема знаменитых произведений русской литературы: романа «Евгений Онегин» и лирических стихотворений А.С. Пушкина, романа «Герой нашего времени» и поэзии М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мёртвые души» и повестей Н.В. Гоголя, романов «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Записок охотника» И.С. Тургенева, «Сказа о русском косом левше» Н.С. Лескова, рассказов И.А. Бунина, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, В.М. Шукшина и др.
Душевные переживания – лейтмотив многих народных и авторских песен, русских романсов.
В языке и речи
Постоянный интерес к нематериальной составляющей личности, её внутреннему миру отразился во множестве выражений со словом душа и однокоренными словами: похвалой человека являются определения душевный и великодушный, осуждением – бездушный и малодушный; слова душенька и душечка употребляются как ласковые обращения к девочке или к женщине; фразеологические обороты со словом душа связаны с выражением особенностей характера человека (открытая душа), его внутренним состоянием и настроением (душа поёт, тяжело на душе, душа в пятки ушла), отношением к делу (вложить душу, с душой или без души); от души, от всей души русские поздравляют с праздниками и благодарят и т.д.
Стали крылатыми слова А.С. Пушкина Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы из стихотворения «К Чаадаеву»; цитата из монолога князя Игоря Ни сна, ни отдыха измученной душе из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; слова М.Ю. Лермонтова Не вынесла душа поэта (о человеке, у которого кончилось терпение, и он начал действовать, говорить) из стихотворения «Смерть поэта»; слова А.П. Чехова из пьесы «Дядя Ваня» В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; слова Н.А. Заболоцкого Душа обязана трудиться.
После издания рассказа А.П. Чехова «Душечка» слово душечка получило новый дополнительный смысл. Так стали называть женщин, которые видят смысл собственной жизни только в любви к близким, живут их жизнью.
Медиатека
Тексты
- Н.А. Бердяев. Статья «Душа России» (отрывок)
- И.А. Ильин. Статья «О России» (отрывок)
- А.С. Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву»
- А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Глава пятая, строфа IV
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта»
- А.П. Чехов. Рассказ «Душечка» (отрывок)
- Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться»