Петербург/C1-C2
Петербýрг (Санкт-Петербýрг)
Город федерального значения, центр Ленинградской области. Расположен на северо-западе Европейской части России на р. Нева (на 42 островах ее дельты) и побережье Финского залива Балтийского моря. Назван в честь Святого Петра. С 1710 г. — центр Санкт-Петербургской губернии, с 1712 г. по 1918 г. — столица России. Население 4 700 тыс. чел. Жители называются петербуржцы (он — петербуржец, она — петербурженка).
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Основан Петром I, решившим построить новую столицу России на Балтийском море. Закладка нового города состоялась 27 мая 1703 г. Петербург был задуман как «правильный город», построенный по плану, в едином стиле (в отличие от старой столицы — Москвы, которая развивалась столетиями, естественным путем). Для этой цели были приглашены иноземные архитекторы: Д. Трезини, А. Шлютер, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти. Ведущим мастером петербургской архитектуры середины XVIII в. был Ф. Б. Растрелли. Основным направлением в петербургской архитектуре второй половины XVIII в. — первой трети XIX в. стал классицизм. Над завершением формирования парадного облика новой столицы в начале XIX в. работали архитекторы А. Н. Воронихин, Тома де Томон, А. Д. Захаров. Ансамблевость как высший градостроительный принцип стала определяющей чертой творчества крупнейшего мастера этой эпохи К. И. Росси. К середине ХIХ в. Петербург (особенно его центральная часть) стал таким, каким его знают и в наше время. Строгая планировка прямых улиц, просторные площади, каналы, мосты придали городу уникальный, своеобразный и, по словам А. С. Пушкина, «строгий и стройный вид».
В культуре
Главные достопримечательности города: Петропавловская крепость (с собором, в котором похоронены все российские императоры), Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий, Университет, Эрмитаж (Зимний дворец), Александровская колонна (см. Александр I), памятник Петру I (см. «Медный всадник»), «Кунсткамера», Таврический дворец, Гостиный двор, дворцы А. Д. Меншикова, А. С. Строганова, Шереметевых, Мариинский дворец, Исаакиевский собор, Казанский собор, здания Сената и Синода, Михайловский (Инженерный) замок, Александро-Невская лавра (см. Александр Невский), Смольный дворец, Русский музей, Александринский (см. Александринка), и Мариинский (см. Мариинка) театры и др. Кроме того, сохранилось большое количество жилых и административных зданий XVIII—XIX вв. и эпохи русского модерна.
После начала Первой мировой войны в августе 1914 г. город был переименован в Петроград, то есть звучащие по-немецки части его названия были «переведены» на русский язык. В 1917 г. здесь развернулись главные события Февральской и Октябрьской революций. В марте 1918 г. у Петрограда был отобран статус столицы и возвращен Москве. В январе 1924 г., после смерти В. И. Ленина, город был переименован в Ленинград, в 1992 г. ему возвращено историческое название Санкт-Петербург.
Образ Петербурга — одна из основных тем русского искусства и литературы. Начатая строками А. С. Пушкина в поэме «Медный всадник»:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…
По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова…, -
тема Петербурга развивается в таких образцах русской литературной классики, как «История села Горюхина» и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Шинель», «Мертвые души» Н. В. Гоголя; стихотворения «Сумерки», «Вчерашний день часу в шестом…», «У парадного подъезда» Н. А. Некрасова; «Белые ночи», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; поэмы «Возмездие» и «Двенадцать» А. А. Блока, роман «Петербург» А. Белого и роман «Дар» В. В. Набокова, а также в лирике А. А. Ахматовой («Летний сад», «Годовщину последнюю празднуй», «Как люблю, как любила глядеть я…»), О. Э. Мандельштама («Адмиралтейство», «Петербургские строфы», «Ленинград»), И. А. Бродского («Шествие», «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…»).
Среди самых известных музыкальных произведений, посвященных Петербургу — «Вечерняя песня» В. П. Соловьева-Седого на слова А. Д. Чуркина и «Гимн великому городу» Р. М. Глиэра (из балета «Медный всадник»), ставший в наше время официальным гимном Петербурга (слова О. А. Чупрова).
Изображения Петербурга появились вскоре после основания города (гравюры А. Ф. Зубова); в течение всего ХVIII в. художники писали отдельные архитектурные достопримечательности Петербурга, но уже в конце ХVIII в. появляется художественно-эмоциональный образ города, созданный Сем. Ф. Щедриным, Б. Патерсеном и Ф. Я. Алексеевым. В начале ХIХ в. облик города был представлен в сериях видовых литографий, среди которых выделяются «Собрание видов С.-Петербурга и окрестностей» (1821 — 26 гг.) М. Н. Воробьева, работы С. Ф. Галактионова и К. П. Брюллова. В художественную летопись Петербурга входят картины П. А. Федотова («Зимний день», 1840-е гг.), Ф. А. Васильева («Заря в Петербурге», 1869 — 71 гг.), В. И. Сурикова («Сенатская площадь в зимнюю ночь», 1871 г.), работы художников объединения «Мир искусства» (М. В. Добужинского, А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере).
Образ Петербурга создавался и средствами киноискусства: наиболее ярко он выражен в таких известных художественных фильмах, как «Октябрь» С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова, «Звезда пленительного счастья» В. Я. Мотыля, «Невероятные приключения итальянцев в России» Э. А. Рязанова, «Русский ковчег» А. Н. Сокурова.
В языке
Медиатека
Тексты
- Пушкин А.С. «Медный всадник», «Евгений Онегин», «История села Горюхина»
- Гоголь Н.В. «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект», «Шинель», «Мертвые души»
- Некрасов Н.А. «Сумерки», «Вчерашний день часу в шестом…», «У парадного подъезда» Достоевский Ф.М. «Белые ночи», «Преступление и наказание»
- Блока А.А. «Возмездие», «Двенадцать»
- Белый А. «Петербург»
- Набоков В.В. «Дар»
- Ахматова А.А. «Летний сад», «Годовщину последнюю празднуй», «Как люблю, как любила глядеть я...»
- Мандельштам О.Э. «Адмиралтейство», Петербургские строфы», «Ленинград»
- Бродский И.А. «Шествие», «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…»
Репродукции
- Зубов А.Ф. Гравюры
- Щедрин Сем. Ф.
- Патерсен Б.
- Алексеев Ф.Я.
- Воробьев М.Н. «Собрание видов С.-Петербурга и окрестностей» (1821 – 26 гг.)
- Галактионов С.Ф.
- Брюллов К.П.
- Федотов П.А. «Зимний день» (1840-е гг.)
- Васильев Ф.А. «Заря в Петербурге» (1869 – 71 гг.)
- Суриков В.И. «Сенатская площадь в зимнюю ночь» ( 1871 г.)
- «Мир искусства» (М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере)
Фотографии
- Растрелли Ф.Б. (памятник в СПб)
- Трезини Д. (памятник в СПб)
- Росси К.И. (памятник в СПб)
- «Медный всадник»
- Петропавловская крепость
- Адмиралтейство
- Здание Двенадцати коллегий
- Университет
- Эрмитаж (Зимний дворец)
- Александровская колонна
- «Кунсткамера»
- Исаакиевский собор
- Казанский собор
- Здания Сената и Синода
- Михайловский (Инженерный) замок
- Александро-Невская лавра
- Смольный дворец
- Русский музей
- Александринский театр
- Мариинский театр
Аудиозаписи
- Соловьев-Седой В.П. на слова Чуркина А.Д. «Вечерняя песня»
- Глиэр Р.М. «Гимн великому городу» (из балета «Медный всадник»)
- «Ленинград» на слова Мандельштама О.Э.
- Брейтбург К. и Муравьева Е. «Петербург – Ленинград»
Видеосюжеты
- «Октябрь» С.М. Эйзенштейна и Г.В. Александрова (отрывок и ссылка на сайт для просмотра)
- «Звезда пленительного счастья» В.Я. Мотыля (отрывок и ссылка на сайт для просмотра)
- «Невероятные приключения итальянцев в России» Э.А. Рязанова (отрывок и ссылка на сайт для просмотра)
- «Русский ковчег» А.Н. Сокурова (отрывок и ссылка на сайт для просмотра)