Лингвострановедческий словарь «Россия». Икона

Икона

Icona s.jpg
икóна

В христианской религии живописное изображение Бога, святого или святых (от греческого eicon – «изображение, образ»); предмет поклонения.

Энциклопедическая справка

Культ икон зародился во II в. и расцвел в IV в. в Риме и Византии. По преданию, первая икона – а это была икона Божией Матери – (см. Богородица), была написана самим евангелистом Лукой на доске стола, за которым проходила трапеза Святого Семейства. Самая древняя из сохранившихся икон относится к VI в. Искусствоведы считают, что иконы произошли от погребальных портретов, которые писали на досках и клали на грудь умершему.

Возникновение икон как предмета культа противоречило христианской заповеди «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Поэтому в VIII и IX вв. в Византии возникло религиозное течение иконоборчество, представители которого считали невозможным поклоняться иконам. Седьмой Вселенский Собор (см. собор) 787 г. осудил иконоборцев, подтвердили почитание икон и поклонение им, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, а поклоняющиеся иконе поклоняются изображенному на ней.

На иконах изображают Иисуса Христа, Богородицу, апостолов, святых, важнейшие события священной истории, отцов церкви. Сюжеты и образы икон иконописцы (см. иконопись) берут из Библии и из апокрифов (от греческого – тайный) – книг, которые не были включены в Библию. Все сюжеты икон должны быть одобрены церковью. Пишут иконы, следуя канону – специальным правилам, которые касаются и изображения, и техники. И древним (X-XVII вв.), и современным иконам свойственна условность изображения и обратная перспектива – особая система изображения пространства, которое при отдалении расширяется, а не сужается, как на реалистических изображениях; художники не изображают анатомические подробности человеческого тела; все имеет символический смысл: величина фигуры, жест, цвет. В русских иконах красный цвет означает свет вечности, темно-красный и синий – человеческое и небесное начала.

На Руси были распространены иконы, в центре которых была изображена фигура святого, а по периметру доски на небольших квадратных «картинках», клеймах, – эпизоды из его жизни. Обычно на иконе написано сокращение имени изображенного святого. Лица Иисуса, Девы Марии, святых, изображенные на иконах, принято называть ликами.

В России икону часто закрывали окладом – металлической пластиной из драгоценных металлов, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. В XVII в. распространились глухие оклады с отверстиями, через которые были видны только лик и руки святого. Иконы располагаются в иконостасе и на стенах в определенном порядке.

В культуре

Икона – «священная книга» для верующего человека, святые на ней узнаваемы для него. В древнее время считалось, что иконы нельзя покупать, их «меняли» на деньги. Традиции поклонения иконам, обычай креститься на икону и молиться перед ней сохранились в России со времени принятия христианства в 988 г. В доме иконы ставят на специальную полку, которая называется божницей и находится в красном углу – правом углу напротив входа в комнату. Перед иконами ставят свечи, зажигают лампаду (светильник). Иконы, написанные для дома, называются домовыми.

У верующих принято, что каждый входящий в дом человек должен перекреститься на икону. Мужчина при этом должен снять головной убор. Принято благословлять иконой – держа ее в руках, крестить человека православным крестом. Благословляют иконой жениха и невесту перед венчанием (см. свадьба), будущих солдат перед уходом в армию; человека, который должен поехать в трудное и далекое путешествие.

В Православной церкви существовала традиция проведения крестных ходов с иконой Богоматери во время войн перед решающими сражениями: во время Отечественной войны 1812 г. крестный ход с иконой Смоленской Богоматери прошёл перед Бородинским сражением (см. Бородино); во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой Казанской Божией Матери совершался вокруг осаждённого Ленинграда.

Сознательное причинение вреда иконе рассматривается как тяжкий грех.

До начала ХХ в. в России воспринимали икону как предмет религиозного поклонения. В конце XIX – начале XX в. начинается коллекционирование икон как предметов искусства. После Октябрьской революции 1917 г., когда церковь была отделена от государства и подверглась гонениям, многие иконы были уничтожены, а наиболее ценные («Богоматерь Владимирская» и др.) как произведения древнерусского искусства были отданы в государственные музеи, прежде всего – в Третьяковскую галерею и Русский музей. В 1960-е гг. старинные иконы были средством наживы и предметом контрабанды.

После перестройки в России начали укрепляться позиции Русской Православной Церкви, между церковью и музеями развернулась длительная дискуссия за возвращение церковных ценностей, и, прежде всего, икон. В 80 – 90-е гг. по всей стране была открыта сеть церковных лавок, где стало возможно купить Библию, Евангелие, книги отцов церкви и иконы.

В языке и речи

Икону называют образом (множественное число – образá). Иконы, которые, по мнению верующих, способны активно помогать человеку, называются чудотворными. Такой считается, например, Богоматерь Владимирская. Древнюю икону, которой молились несколько поколений, называют намоленной и приписывают ей сакральную силу.

В русском языке существуют выражения делать икону из кого-либо; молиться, как на икону на кого-либо, то есть относиться к человеку, как к святому, некритично, не замечая недостатков.

В массовой культуре существует понятие икона стиля – так называют человека (чаще женщину), который благодаря своему ярко выраженному индивидуальному стилю (прежде всего в одежде и прическе) стал эталоном стиля для современников и потомков.

В сфере компьютерных технологий широко используется слово иконка (по аналогии с английским словом icon), так называют небольшую картинку, представляющую файл, приложение, окно, которые можно открыть щелчком мыши.

Медиатека

Репродукции

  1. Андрей Рублёв. Троица. Икона
  2. Андрей Рублёв. Благовещение. Икона
  3. Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона
  4. Дионисий. Успение Богоматери. Икона
  5. Иван Максимов. Благовещение. Икона
  6. Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона
  7. Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская. Икона
  8. Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона
  9. Феофан Грек (?). Богоматерь Донская. Икона
  10. Богоматерь Владимирская. Икона
  11. Богоматерь Казанская. Икона
  12. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона
  13. Господь Вседержитель. Икона
  14. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Икона
  15. Покров Пресвятой Богородицы. Икона
  16. Рождество Пресвятой Богородицы. Икона
  17. Седьмой Вселенский Собор. Икона
  18. Успение Пресвятой Богородицы. Икона
  19. А.Е. Архипов «Деревенский иконописец»
  20. В.М. Максимов «Красный угол в избе»
  21. И.С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме»