Лингвострановедческий словарь «Россия».

Дворянин/C1-C2: различия между версиями


Версия 11:43, 18 декабря 2018

Dvorianin new.jpg
дворяни́н

В России до 1917 г. лицо, принадлежащее к привилегированному сословию − дворянству.

Энциклопедическая справка

Слово дворянин образовано от существительного двор в значении «монарх, царь (император), его семья и приближённые к ним лица». Первоначально дворянином называли человека, находящегося на службе у князя, при его дворе (в его окружении). В XII−XIII вв. из дворян сформировалось сословие. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. крестьянин), работавших в поместьях (см. крепостной). В конце XVII − начале XVIII в. в России появляются первые родовые дворянские гербы, составляется сборник родовых гербов. В гербах старинных родов использовались изображения, взятые с печатей удельных князей и с знамён земель и городов Древней Руси (см. Русь). Гербы родов, считавших своих предков выходцами из−за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств. В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою родословную (документ об истории рода или степеней родства предков), свое родословное древо (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева).

В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство. В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть дворянская интеллигенция.

Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др.

После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли, хотя оно сохраняло своё господствующее положение в управлении страной до 1917 г.

Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский (или Аглицкий) клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству.

Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. Белая гвардия), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой первой волны эмиграции.

В культуре

Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А.

Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.

Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др.

В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.

В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).

Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Григорий Печорин, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.

В языке и речи

В современном русском языке до сих пор выражение потомственный дворянин − так назовут потомка старого дворянского рода.

После выхода в свет романа Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.

Медиатека

Репродукции

  1. Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»
  2. А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»
  3. И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»
  4. И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
  5. И.Е. Репин. Портрет писателя И.С. Тургенева
  6. В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
  7. В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»

Фотографии

  1. Дача княгини З. Юсуповой в Царском селе
  2. Дом-музей В.И. Даля в Москве
  3. Дом-музей А.С. Пушкина в Михайловском
  4. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
  5. Здание Дворянского собрания в Туле
Строка 20: Строка 20:     
= В культуре =
 
= В культуре =
 +
Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.:  Боровиковским В.Л., Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А.
   −
Дворяне − герои русской классической литературы. Это [[Евгений Онегин]], [[Татьяна Ларина]], Григорий Печорин, Андрей Болконский, [[Наташа Ростова]], Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. Действие многих романов ХIХ в. происходит в дворянских усадьбах (см. [[усадьба]]), которые после выхода в свет одного из знаменитых романов Тургенева стали называть ''дворянскими гнëздами''.
+
Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.
 +
 
 +
Сохранившиеся или восстановленные сельские [[Усадьба|усадьбы]] знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник  А.С. Пушкина «Михайловское»;  музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др.
 +
 
 +
В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.
    
В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).
 
В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).
 +
 +
Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это [[Евгений Онегин]], [[Татьяна Ларина]], Григорий Печорин, Андрей Болконский, [[Наташа Ростова]], Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи,  на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =