Лингвострановедческий словарь «Россия».

Достоевский Ф.М./C1-C2: различия между версиями


Версия 19:04, 10 ноября 2018

Dostoevsky photo s.jpg
Достое́вский Фёдор Миха́йлович

Русский писатель, журналист, публицист.

Энциклопедическая справка

Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в Москве в семье дворянина, врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно−инженерное училище в Петербурге, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.

В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе Н.А. Некрасовым и В.Г. Белинским, первый роман Достоевского − «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения − Макара Девушкина, мелкого канцелярского чиновника и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через всё его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе (А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя−гуманиста, чьё сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель − проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840-х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвящённых жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и ещё один главный герой − Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нём, который позже назвали Петербургом Достоевского.

В конце 1840-х гг. писатель сблизился с кружком М.В. Петрашевского, в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещённое в России письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Вскоре все члены кружка − петрашевцы − были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в Сибирь на 4 года. Достоевский был приговорён к каторге, а потом к службе рядовым.

В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовёт «Мертвым домом». Там писатель провёл четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

Только после смерти Николая I в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в Тверь, а позже − в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.

В 1861-1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из мёртвого дома», в котором описаны годы, проведённые на каторге; в 1861 г. − роман «Униженные и оскорблённые», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».

Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861-1863 гг. вместе с братом он издаёт журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно−нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача − объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название почвенничества − уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской интеллигенции и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. славянофилы). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале «Эпоха» (1864-1865 гг.) и в произведениях 60-х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. − роман «Преступление и наказание», в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.

В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.

В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1871-1872 гг.), «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) − книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещённого эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому всё позволено, оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении − «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей − а значит и перед моральным преступлением над самим собою.

Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединённых в единую книгу «Дневник писателя» (1873-1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.

Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

В культуре

Достоевский − классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы советской власти его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в СССР только в 1960-е гг., а полное 30-томное академическое собрание сочинений − в 1970-х и 1980-х гг. В конце XX − начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно-философским вопросам.

В школьную (см. школа) программу включён роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий − фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).

В Москве установлены два памятника Достоевскому − один перед больницей, где он родился (работы скульптора С.Д. Меркурова), второй, созданный скульптором А.И. Рукавишниковым, − перед зданием Российской государственной библиотеки (см. Библиотека имени Ленина). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи-квартиры писателя.

В языке и речи

Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: преступление и наказание, униженные и оскорблённые; самое знаменитое изречение писателя − Красота спасёт мир. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, − административный восторг (роман «Бесы»). Писатель ввёл в речевой оборот слово стушеваться в значении ‘смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться’ (повесть «Двойник»).

В советском (см. Советский Союз) литературоведении существовало выражение достоевщина. Так пренебрежительно называли религиозно−нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.

Медиатека

Репродукции

  1. И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Фотографии

  1. Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева
  2. Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза

Видеосюжеты

  1. Фильм И.А. Пырьева «Братья Карамазовы» (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова Ф.М. Достоевского

Прецедентные феномены

  1. Что написал Ф.М. Достоевский?
  2. Герои романов Ф.М. Достоевского
Строка 46: Строка 46:     
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
# [[Медиатека: Дмитрий Карамазов в исполнении М.А. Ульянова в фильме И.А. Пырьева «Братья_Карамазовы». 1968|Дмитрий Карамазов в исполнении М.А. Ульянова в фильме «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
  −
# [[Медиатека: Иван Карамазов в исполнении К.Ю. Лаврова в фильме И.А. Пырьева «Братья Карамазовы». 1968|Иван Карамазов в исполнении К.Ю. Лаврова в фильме «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
  −
# [[Медиатека: Алёша Карамазов в исполнении А.В. Мягкова в фильме И.А. Пырьева «Братья Карамазовы». 1968|Алёша Карамазов в исполнении А.В. Мягкова в фильме «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
   
# [[Медиатека: Кадры из фильма И.А. Пырьева «Братья Карамазовы». 1968|Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
 
# [[Медиатека: Кадры из фильма И.А. Пырьева «Братья Карамазовы». 1968|Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева]]<br />
 
# [[Медиатека: Кадр из сериала Ю.П. Мороза «Братья Карамазовы». 2009|Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза]]<br />
 
# [[Медиатека: Кадр из сериала Ю.П. Мороза «Братья Карамазовы». 2009|Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза]]<br />