Лингвострановедческий словарь «Россия».

Горе от ума (пьеса)/C1-C2: различия между версиями


Версия 08:03, 3 августа 2016

Gore ot s.jpg
«Гóре от умá»

Комедия в стихах А. С. Грибоедова.

Энциклопедическая справка

Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., а впервые полностью опубликована в 1862 г., уже после смерти автора.

Действие комедии происходит в Москве в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова − богатого дворянина, находящегося на государственной службе. Фамусов - вдовец, у него есть взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова - Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. чин). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они - родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название фамусовская Москва.

В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.

На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты - столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным «сметь своё суждение иметь»; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси «французского с нижегородским» (от названия русского города Нижний Новгород). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство, и лучший для этого способ − «собрать все книги бы да сжечь». Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы «искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок».

В культуре

Комедия «Горе от ума» − классическое произведение русской литературы. Самую высокую оценку пьесе дал А. С. Пушкин: «О стихах не говорю. Половина войдет в пословицы».

Комедия «Горе от ума» входит в школьные (см. школа) программы по русской литературе.

Пьеса не сходит с театральной сцены со времени её написания. Несмотря на то, что публикация пьесы была запрещена цензурой, она уже в 1831 г. была поставлена на сцене Александринского театра. Особое место «Горе от ума» занимает в репертуаре Малого театра, являясь школой для молодых актёров.

В языке и речи

Комедия «Горе от ума» написана в стихах, в ней звучит живая и очень колоритная разговорная речь, у каждого персонажа особенная. Как предсказывал Пушкин, многие реплики персонажей пьесы стали крылатыми словами: Что нового покажет нам Москва?; Счастливые часов не наблюдают; Герой не моего романа; Свежо предание, а верится с трудом; А судьи кто?; Служить бы рад − прислуживаться тошно; И дым отечества нам сладок и приятен; С чувством, с толком, с расстановкой. Само название «Горе от ума» стало употребляться как пословица.

Медиатека

Тексты

  1. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 2. Явление 5 (отрывок)
  2. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 2. Явление 1 (отрывок)
  3. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Действие 4. Явление 14 (отрывок)
  4. И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» (отрывок)

Репродукции

  1. М.С. Башилов. Чацкий и Горич. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  2. М.С. Башилов. Фамусов и Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  3. М.С. Башилов. Фамусов и Чацкий. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  4. П.П. Соколов. Софья и Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  5. Н.Д. Кардовский. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  6. Н.Д. Кардовский. «Карету мне, карету!». Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  7. Н.В. Кузьмин. Молчалин. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  8. Н.В. Кузьмин. Фамусов. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  9. Н.В. Кузьмин. Софья. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  10. Н.В. Кузьмин. Чацкий. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»
  11. Н.В. Кузьмин. Скалозуб. Иллюстрация к комедии «Горе от ума»

Фотографии

  1. Автограф комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  2. Чацкий в исполнении В.И. Качалова
  3. Чацкий в исполнении А.А. Миронова
  4. Чацкий и Фамусов в исполнении В.М. Соломина и М.И. Царева
  5. Чацкий в исполнении О.Е. Меньшикова

Видеосюжеты

  1. Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Чацкий)
  2. Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Молчалин)
  3. Горе от ума. Экранизация спектакля Малого театра (Скалозуб)
  4. Горе от ума. Телеспектакль (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. По словам героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Прецедентные феномены

  1. «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., напечатана в 1862 г., уже после смерти автора.
+
Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., а впервые полностью опубликована в 1862 г., уже после смерти автора.
   −
Действие комедии происходит в [[Москва|Москве]] в 20−е гг. ХIХ в. в доме Фамусова − богатого [[дворянин|дворянина]], находящегося на государственной службе. Фамусов вдовец, у него взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. [[чин]]). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название ''фамусовская Москва''.
+
Действие комедии происходит в [[Москва|Москве]] в 20-е гг. ХIХ в. в доме Фамусова − богатого [[дворянин|дворянина]], находящегося на государственной службе. Фамусов - вдовец, у него есть взрослая дочь Софья. В их доме живёт и секретарь Фамусова - Молчалин, провинциал, сделавший карьеру в Москве. Софья влюблена в Молчалина, который изображает взаимность, предполагая, что это поможет ему продвинуться по службе (см. [[чин]]). Другие персонажи появляются в гостях у Фамусова на балу по мере развития действия в течение одного дня. Все они - родственники или знакомые Фамусова, представители московского высшего общества, позднее в литературоведении получившего название ''фамусовская Москва''.
    
В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
 
В этот же день в Москву из Европы после трëхлетнего отсутствия возвращается главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, с детства любящий Софью. Образуется классический любовный треугольник: Софья, Молчалин, Чацкий.
   −
На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты столкновение ''«века нынешнего»'' с ''«веком минувшим»''.
+
На протяжении четырёх действий комедии развиваются и любовный, и социальный конфликты - столкновение ''«века нынешнего»'' с ''«веком минувшим»''.
   −
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным ''«сметь свое суждение иметь»''; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси ''«французского с нижегородским»'' (от названия русского города [[Нижний Новгород]]). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство и лучший для этого способ − ''«собрать все книги бы да сжечь»''. Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы ''«искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок»''.
+
Чацкий проповедует свободолюбивые идеи, заявляет о необходимости самостоятельности мнений и суждений, в то время как в обществе считается невозможным ''«сметь своё суждение иметь»''; он возмущëн тем, что общество преклоняется перед всем иностранным, презирая родной язык, и говорит на смеси ''«французского с нижегородским»'' (от названия русского города [[Нижний Новгород]]). Чацкий изучает науки, стремится к познанию нового, а Фамусов видит в этом болезнь, безумие молодого поколения дворянства, считая, что от этой опасности нужно оградить семью и государство, и лучший для этого способ − ''«собрать все книги бы да сжечь»''. Пьеса заканчивается катастрофой для Чацкого и в личном, и в общественном плане. Его сочли сумасшедшим. Герой вновь уезжает из Москвы ''«искать по белу свету, где оскорблённому есть чувству уголок»''.
    
= В культуре =
 
= В культуре =