Геóргий Победонóсец
Христианский святой великомученик, один из самых почитаемых Русской Православной Церковью. Дни памяти − 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю).
Энциклопедическая справка
По преданию, римский воин, христианин, уроженец Каппадокии (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нём стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьём змея или дракона.
В культуре
Культ Георгия Победоносца получил распространение в Древней Руси (см. Русь) вскоре после принятия христианства. Икона «Святой Георгий, чудо о змие» − одна из самых известных русских икон.
С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати великого князя Дмитрия Донского; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне − Спасских) воротах Московского Кремля была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя Москвы. Однако до сих пор остаётся нерешённым вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьём является Георгием Победоносцем. В целом ряде документов XVI−XVII вв. всадник с копьём на русском гербе прямо называется портретом царя. Однако ассоциация со святым оказалась гораздо более прочной. Уже Пётр I называл всадника с русского герба святым Георгием. Именно так это изображение трактуют и официальные документы XVIII в.
В XVIII столетии изображение Георгия Победоносца было официально утверждено в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. После 1917 г. Георгий Победоносец исчез из официальной символики. С 1995 г. святой Георгий снова изображается на гербе Москвы. В соответствии с Уставом г. Москвы, «гербом города Москвы является изображение на тёмно−красном геральдическом щите всадника − святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия».
Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. изображение всадника с копьём включено в Государственный герб России, который, в соответствии с федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и − над ними − одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла − скипетр, в левой − держава. На груди орла, в красном щите, − серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Имя Георгия Победоносца носил один из самых важных орденов Российской империи − Георгиевский крест (в 2000 г. Знак отличия ордена Святого Георгия возрождён и вошёл в современную систему государственных наград России). Один из залов Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля носит название Георгиевский. На укреплённых по стенам зала беломраморных досках выбиты имена кавалеров ордена и названия получивших георгиевские награды полков, батарей, морских экипажей.
В языке и речи
С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена*), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь*), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде* и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей — Юрия Даниловича, внука Александра Невского*.
С весенними именинами* святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что Теплый Егорий весну начинает.
Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времен царствования Бориса Годунова*, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что-либо долго ожидаемое.
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| '''Геóргий Победонóсец''' | | '''Геóргий Победонóсец''' |
| | | |
− | Христианский святой великомученик, один из самых почитаемых Русской Православной Церковью. Дни памяти − 23 апреля и 26 ноября (по [[старый стиль|старому стилю]]). | + | Христианский святой великомученик, один из самых почитаемых '''Русской Православной Церковью'''. Дни памяти − 23 апреля и 26 ноября (по [[старый стиль|старому стилю]]). |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | По преданию, римский воин, христианин, уроженец Каппадокии (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нем стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьем змея или дракона. | + | По преданию, римский воин, христианин, уроженец Каппадокии (территория современной Турции). Замучен в Никомедии (ныне город Измит) во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (около 303 г.). Первоначально считался покровителем земледелия, позднее культ Георгия Победоносца распространился в военной среде и в нём стали видеть покровителя воинства. Из чудес, приписываемых святому Георгию, наиболее известна победа над ужасным змеем, которому приносились человеческие жертвы. Поэтому на иконах святой изображается обычно в виде всадника, поражающего копьём змея или дракона. |
| | | |
− | В культуре | + | = В культуре = |
| + | |
| + | Культ Георгия Победоносца получил распространение в Древней Руси (см. [[Русь]]) вскоре после принятия христианства. [[Икона]] «Святой Георгий, чудо о змие» − одна из самых известных русских икон. |
| + | |
| + | С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати '''великого князя''' [[Дмитрий Донской|Дмитрия Донского]]; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне − Спасских) воротах [[Московский Кремль|Московского Кремля]] была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя [[Москва|Москвы]]. Однако до сих пор остаётся нерешённым вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьём является Георгием Победоносцем. В целом ряде документов XVI−XVII вв. всадник с копьём на русском гербе прямо называется портретом [[царь|царя]]. Однако ассоциация со святым оказалась гораздо более прочной. Уже [[Пётр I]] называл всадника с русского герба святым Георгием. Именно так это изображение трактуют и официальные документы XVIII в. |
| + | |
| + | В XVIII столетии изображение Георгия Победоносца было официально утверждено в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. После '''1917 г.''' Георгий Победоносец исчез из официальной символики. С 1995 г. святой Георгий снова изображается на гербе Москвы. В соответствии с Уставом г. Москвы, «гербом города Москвы является изображение на тёмно−красном геральдическом щите всадника − святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия». |
| + | |
| + | Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. изображение всадника с копьём включено в Государственный герб России, который, в соответствии с федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым '''двуглавым орлом''', поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и − над ними − одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла − '''скипетр''', в левой − '''держава'''. На груди орла, в красном щите, − серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. |
| + | |
| + | Имя Георгия Победоносца носил один из самых важных орденов Российской империи − [[Георгиевский крест]] (в 2000 г. Знак отличия ордена Святого Георгия возрождён и вошёл в современную систему государственных наград России). Один из залов Большого Кремлёвского дворца [[Московский Кремль|Московского Кремля]] носит название Георгиевский. На укреплённых по стенам зала беломраморных досках выбиты имена кавалеров ордена и названия получивших георгиевские награды полков, батарей, морских экипажей. |
| + | |
| + | = В языке и речи = |
| | | |
− | Культ Георгия Победоносца получил распространение в Древней Руси (см. Русь*) вскоре после принятия христианства. Икона* «Святой Георгий, чудо о змие» — одна из самых известных русских икон.
| |
− | С XIV в. изображение всадника, побеждающего змея, вошло в эмблематику Московского государства. Впервые оно встречается на печати великого князя Дмитрия Донского*; позднее появилось на монетах. В 1464 г. на Фроловских (ныне — Спасских) воротах Московского Кремля* была установлена каменная скульптура Георгия Победоносца, в котором стали видеть покровителя Москвы*. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос о том, всегда ли изображение всадника с копьем является Георгием Победоносцем. В целом ряде документов XVI—XVII вв. всадник с копьем на русском гербе прямо называется портретом царя*. Однако ассоциация со святым оказалась гораздо более прочной. Уже Петр I* называл всадника с русского герба святым Георгием. Именно так это изображение трактуют и официальные документы XVIII в.
| |
− | В XVIII столетии изображение Георгия Победоносца было официально утверждено в качестве московского герба. Аналогичным был и герб Московской губернии. После 1917 г.* Георгий Победоносец исчез из официальной символики. С 1995 г. святой Георгий снова изображается на гербе Москвы. В соответствии с Уставом г. Москвы, «гербом города Москвы является изображение на тёмно-красном геральдическом щите всадника — святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах, поражающего золотым копьём чёрного Змия».
| |
− | Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. изображение всадника с копьем включено в Государственный герб России, который, в соответствии с федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
| |
− | Имя Георгия Победоносца носил один из самых важных орденов Российской империи — Георгиевский крест* (в 2000 г. Знак отличия ордена Святого Георгия возрождён и вошел в современную систему государственных наград России). Один из залов Большого Кремлевского дворца Московского Кремля* носит название Георгиевский. На укрепленных по стенам зала беломраморных досках выбиты имена кавалеров ордена и названия получивших георгиевские награды полков, батарей, морских экипажей.
| |
− | В языке и речи
| |
| С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена*), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь*), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде* и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей — Юрия Даниловича, внука Александра Невского*. | | С принятием христианства имя почитаемого святого Георгия Победоносца прочно вошло в русский именник, приобретя в повседневном быту народную форму, заметно отличающуюся от канонической: из одного греческого имени в русском языке возникло с течением времени четыре: Георгий, Юрий, Егор, Егорий. С точки зрения гражданского законодательства, это разные паспортные имена (см. русские имена*), а православная церковь считает их вариантами одного имени. Поэтому многие русские князья (см. князь*), получавшие крестильные имена в честь святого Георгия, носили имя Юрий. Из них наиболее известен Ярослав Мудрый (в крещении Георгий), который основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде* и построил храм святого Георгия Победоносца в Киеве. Святой Георгий считался небесным покровителем одного из первых московских князей — Юрия Даниловича, внука Александра Невского*. |
| С весенними именинами* святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что Теплый Егорий весну начинает. | | С весенними именинами* святого Георгия на Руси связывали начало весенних полевых работ, считалось, что к этому дню надо закончить сев яровых культур и что Теплый Егорий весну начинает. |
| Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времен царствования Бориса Годунова*, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что-либо долго ожидаемое. | | Осенние именины святого Георгия (26 ноября) в народе называют Юрьев день. В этот день, до времен царствования Бориса Годунова*, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. Вышедшее в 1649 г. Соборное Уложение лишило крепостных крестьян этой возможности. Тогда, видимо, появилась пословица Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, которая до сих употребляется в ситуации, когда не происходит что-либо долго ожидаемое. |