Лингвострановедческий словарь «Россия».

Царица/B1-B2: различия между версиями


Версия 09:40, 29 мая 2025

Царица new.jpg
цари́ца

Жена царя, а также женщина, возглавляющая царство самостоятельно.

Энциклопедическая справка

В Древней Руси (см. Русь) жёнами русских царей были дочери знатных бояр (см. боярство). Большую часть жизни царицы проводили в своих покоях, занимаясь бытом, молитвами или рукоделием. Видеть их могли слуги и ближайшие родственники; по большим праздникам цариц навещали светские и церковные чины высшего ранга. С неугодной женой царь мог расстаться, сослав её в монастырь, где она и заканчивала жизнь. Всего сосланными в монастырь было 5 цариц, последней постриженной царицей была первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

В Петровскую эпоху изменились быт, права и обязанности цариц, которые стали принимать участие в управлении государством, в светских и церковных мероприятиях, а после превращения России в империю (1721 г.) Петр I заменил и титулы царь и царица на император и императрица. С ХVIII в. русскими царицами-императрицами становились иностранки или дочери от смешанных браков (за исключением императрицы Анны Иоанновны), которые, выходя замуж за русских великих князей (будущих императоров), принимали православие и меняли имена на русские. Пётр III был женат на принцессе Анхальт-Цербстской (будущая императрица Екатерина II), император Николай I – на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине (императрица Александра Фёдоровна).

ХVIII в. России называют веком императриц. Правящими императрицами были Екатерина I (1725-1727), Анна Иоанновна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761) и Екатерина II (1762-1796).

В ХIХ – начале XX в. русские императрицы не были правящими, но активно занимались благотворительными обществами, развитием образования, здравоохранения. Во время Первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна работала сестрой милосердия в военном госпитале.

Последней русской императрицей была супруга Николая II Александра Фёдоровна. Титул императрица Всероссийская упразднён Октябрьской революцией 1917 г.

В культуре

В русских народных сказках царица, как правило, либо вообще отсутствует, либо не является главным действующим лицом и не имеет имени собственного.

Исторические образы русских цариц и императриц созданы в ряде произведений классической литературы XIX в.: Екатерина II – в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Анна Иоанновна – в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом» и др.

Более известны пушкинские сказочные царицы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царица-мачеха – обобщенный образ злых мачех из русских народных сказок:

Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

В сказке «Золотой петушок» Шамаханская царица погубила царя Дадона и

… вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Есть в пушкинских сказках и положительные образы цариц, однако они второстепенны.

В ХХ – начале XXI в. к образам русских цариц обращались писатели и драматурги (роман В.С. Пикуля «Слово и дело», пьеса Л. Зорина «Царская охота»), кинорежиссеры («сериал «Великая» И. Зайцева и С. Гинзбурга), композиторы (мюзикл М.Дунаевского «Каприз императрицы», песня И. Николаева «Императрица»).

Портреты русских цариц допетровского времени сохранились в собраниях художественных музеев, но широко не известны. Среди живописных и скульптурных портретов русских императриц наиболее известны портреты Елизаветы Петровны А.П. Антропова и Е.Е. Лансере, Екатерины II В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого, памятник Екатерине II работы М.О. Микешина, памятник Марии Фёдоровне В.А. Беклемишева.

В XXI в. возрос интерес к жизни и деятельности русских императриц: установлены памятники Марии Александровне в Московской области (скульптор Л. Семикопенко) и в Крыму (скульпторы А. Комов, Д. Стритович) и др.


Медиатека

Репродукции

  1. Ж.М. Натье. «Портрет Екатерины I»
  2. Л. Каравакк. «Портрет императрицы Анны Иоанновны»
  3. А.П. Антропов. «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
  4. Е.Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»
  5. Д.Г. Левицкий. «Екатерина II – законодательница в храме Правосудия»
  6. В.Л. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Фотографии

  1. Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Строка 13: Строка 13:     
Последней русской императрицей была супруга Николая II Александра Фёдоровна.  Титул императрица Всероссийская упразднён Октябрьской революцией 1917 г.
 
Последней русской императрицей была супруга Николая II Александра Фёдоровна.  Титул императрица Всероссийская упразднён Октябрьской революцией 1917 г.
 +
 +
= В культуре =
 +
В русских народных сказках царица, как правило, либо вообще отсутствует, либо не является главным действующим лицом и не имеет имени собственного.
 +
 +
Исторические образы русских цариц и императриц созданы в ряде произведений классической литературы XIX в.: Екатерина II – в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Анна Иоанновна – в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом» и др.
 +
 +
Более известны пушкинские сказочные царицы. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царица-мачеха  – обобщенный образ злых мачех из русских народных сказок:
 +
 +
<poem>
 +
''Высока, стройна, бела,''
 +
''И умом, и всем взяла;''
 +
''Но зато горда, ломлива,''
 +
''Своенравна и ревнива.''
 +
</poem>
 +
 +
В сказке «Золотой петушок» Шамаханская царица погубила царя Дадона и
 +
 +
<poem>
 +
''… вдруг пропала,''
 +
''Будто вовсе не бывало.''
 +
</poem>
 +
 +
Есть в пушкинских сказках и положительные образы цариц, однако они второстепенны.
 +
 +
В ХХ – начале XXI в. к образам русских цариц обращались писатели и драматурги (роман В.С. Пикуля «Слово и дело», пьеса Л. Зорина «Царская охота»), кинорежиссеры («сериал «Великая» И. Зайцева и  С. Гинзбурга), композиторы (мюзикл М.Дунаевского «Каприз императрицы», песня И. Николаева «Императрица»).
 +
 +
Портреты русских цариц допетровского времени сохранились в собраниях художественных музеев, но широко не известны. Среди живописных и скульптурных портретов русских императриц наиболее известны портреты Елизаветы Петровны А.П. Антропова и Е.Е. Лансере, Екатерины II В.Л. Боровиковского и Д.Г. Левицкого, памятник Екатерине II работы М.О. Микешина, памятник Марии Фёдоровне  В.А. Беклемишева.
 +
 +
В XXI в. возрос интерес к жизни и деятельности русских императриц: установлены памятники Марии Александровне  в Московской области (скульптор Л. Семикопенко) и в Крыму  (скульпторы А. Комов, Д. Стритович) и др.
 +
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =