Двенадцать стульев (роман)/C1-C2: различия между версиями
Версия 14:25, 7 октября 2015
Роман И. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок».
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Романы были написаны соответственно в 1927−1928 и в 1930−1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии − романа «Золотой телëнок». За истекшие три года малоизвестные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателей Советского Союза, а их первый роман − классикой советской литературы.
Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в период НЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым.
Главный герой романа − Остап Бендер − авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа − это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годы советской власти, − зажиточные в прошлом дворяне (см. дворянин) и мещане (см. дворянин), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
Сюжет романа «Двенадцать стульев» − история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут брильянты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тёщи Воробьянинова. Этот приём позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20−х годов ХХ в. Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся получить себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см. рабочий).
Однако Остап Бендер выжил и предстал перед читателями на страницах нового романа «Золотой телëнок». В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько−нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
В последних главах «Золотого телëнка» Бендер всё−таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не даёт права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио−де−Жанейро, но попадает в руки грабителей и остаётся ни с чем.
Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, − одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.
Литературоведами эти произведения оценивались по−разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие − наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу ХХ в. ещё одним шедевром.
В культуре
Романы до сих пор постоянно переиздаются, входят в школьные (см. школа) программы по литературе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
«Двенадцать стульев» и «Золотой телëнок» несколько раз экранизировались, в том числе известным режиссёрами М. А. Швейцером (1968 г.), Л. И. Гайдаем (1971 г.), М. А. Захаровым (1976 г.).
В языке и речи
Стали крылатыми словами многие высказывания авторов и героев романа, например: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (так говорят, когда начались какие−либо долгожданные события); Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат? (ответ человеку, требующему слишком многого); Командовать парадом буду я! (несколько ироничное принятие на себя функций руководителя); Автомобиль не роскошь, а средство передвижения; Мы чужие на этом празднике жизни; Нет, это не Рио−де−Жанейро; С таким счастьем − и на свободе.
Медиатека
Тексты
- Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 5 (отрывок)
- Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 36 (отрывок)
- Роман И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев». Глава 34 (отрывок)
- Песня Остапа Бендера «Парус» Г.И. Гладкова на слова Ю.Ч. Кима
Репродукции
- Лемехов С.И. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003
- Лемехов С.И. На аукционе. Иллюстрация к роману «12 стульев». 2003
- Кукрыниксы. Иллюстрация к роману «Золотой телёнок». 1969
Фотографии
- Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме М.А. Захарова «12 стульев». 1976
- Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера в фильме Л.И. Гайдая «12 стульев». 1971
- Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге. Скульптор А.С. Чаркин. 2000
- Памятник Остапу Бендеру в Элисте. Скульптор А.С. Хачатурян. 1999
- Приз фестиваля комедийного кино и юмора «Золотой Остап»