Версия 11:48, 11 июня 2014
Бéлое мóре
Море Северного Ледовитого океана. Относится к арктическому бассейну и представляет собой океанский залив, глубоко врезавшийся в материк. Находится у северных берегов Европейской части России. Площадь моря — 90 тыс. кв. км., максимальная глубина — 350 м. Зимой море частично замерзает. Хотя Белое море северное, окруженность сушей и теплые ветры с океана смягчают суровый климат. Температура воды на поверхности вблизи берегов летом иногда достигает 18-20°. В Белое море впадают реки — Северная Двина, Онега, Мезень. Островов мало. Из них самые крупные и знаменитые своей историей — Соловецкие острова. Белое море богато рыбой. Ведется промысел сельди (см. селедка), трески, лосося, наваги. На берегу находится старинный русский город Архангельск, а также города-порты: Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень.
В древности море называлось Студеным (то есть холодным), побережье Белого моря — Поморьем. Это название сохраняется до сих пор.
На побережье Белого моря живут поморы — малочисленный народ, создавший свою культуру и не знавший крепостного права. Предки поморов были выходцами из древнего Новгорода (см. Великий Новгород). Поморы жили в основном традиционными промыслами — это ловля рыбы и добыча морского зверя, а также солеварение (см. соль), резьба по кости, добыча жемчуга. «Столицей» поморов был Архангельск, расположенный в устье реки Северная Двина. Здесь находился важнейший рыбный рынок и порт. Из поморов по происхождению был великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов.
В ХVII в. Белое море было единственным морем, где хозяевами были русские мореплаватели.
На Белом море, в Архангельске, на Соловецких островах несколько раз бывал Император Пётр I. Во время Северной войны 1700—1721 гг. с берегов Белого моря начался знаменитый поход русских войск к Онежскому озеру, получивший название «Осударева дорога» («осударева» — то же, что «государева»). Дорога через леса (см. лес) и болота длиною 170 км была проложена пятью тысячами поморских крестьян (крестьянин) за полтора месяца. Петр I преодолел эту трассу вместе со свитой, войском и двумя судами, которые волокли, то есть тащили по суше, за 10 дней (в других источниках — за 8). В результате этого перехода русские войска одержали победу над шведами, взяв крепость Нотебург (Орешек), нынешний Шлиссельбург, расположенную в истоке Невы.
Жители Поморья внесли огромный вклад в освоение Севера. Ни одна экспедиция в Северный Ледовитый океан не обходилась без участия поморских капитанов и лоцманов. Немалый вклад был внесен выходцами с Белого моря в освоение Аляски. Не случайно столицу этой русской колонии в Америке называли Новоархангельск.
Одним из главных событий в истории Поморья в ХХ в. стало строительство Беломорско-Балтийского канала длиной 227 км, который соединил Белое море с Балтийским. Он был введен в эксплуатацию в 1933 г. и вошел в историю как грандиозное гидротехническое сооружение, выполненное руками политзаключенных в крайне тяжелых условиях Русского Севера. Построен канал был за 20 месяцев. В честь строительства канала были выпущены папиросы «Беломорканал», которые в разговорной речи называли «Беломор». На пачке папирос был изображен фрагмент карты с новым каналом. Папиросы пользовались большой популярностью, особенно среди военных и в рабочей (см. рабочий) среде. В наше время их производство и популярность значительно уменьшились.
|
|
Строка 9: |
Строка 9: |
| В ХVII в. Белое море было единственным морем, где хозяевами были русские мореплаватели. | | В ХVII в. Белое море было единственным морем, где хозяевами были русские мореплаватели. |
| | | |
− | На Белом море, в Архангельске, на Соловецких островах несколько раз бывал Император [[Петр I]]. Во время Северной войны 1700—1721 гг. с берегов Белого моря начался знаменитый поход русских войск к Онежскому озеру, получивший название «Осударева дорога» («осударева» — то же, что «государева»). Дорога через леса (см. [[лес]]) и болота длиною 170 км была проложена пятью тысячами поморских крестьян ([[крестьянин]]) за полтора месяца. Петр I преодолел эту трассу вместе со свитой, войском и двумя судами, которые волокли, то есть тащили по суше, за 10 дней (в других источниках — за 8). В результате этого перехода русские войска одержали победу над шведами, взяв крепость Нотебург (Орешек), нынешний Шлиссельбург, расположенную в истоке [[Нева|Невы]]. | + | На Белом море, в Архангельске, на Соловецких островах несколько раз бывал Император [[Пётр I]]. Во время Северной войны 1700—1721 гг. с берегов Белого моря начался знаменитый поход русских войск к Онежскому озеру, получивший название «Осударева дорога» («осударева» — то же, что «государева»). Дорога через леса (см. [[лес]]) и болота длиною 170 км была проложена пятью тысячами поморских крестьян ([[крестьянин]]) за полтора месяца. Петр I преодолел эту трассу вместе со свитой, войском и двумя судами, которые волокли, то есть тащили по суше, за 10 дней (в других источниках — за 8). В результате этого перехода русские войска одержали победу над шведами, взяв крепость Нотебург (Орешек), нынешний Шлиссельбург, расположенную в истоке [[Нева|Невы]]. |
| | | |
| Жители Поморья внесли огромный вклад в освоение [[Север|Севера]]. Ни одна экспедиция в Северный Ледовитый океан не обходилась без участия поморских капитанов и лоцманов. Немалый вклад был внесен выходцами с Белого моря в освоение Аляски. Не случайно столицу этой русской колонии в Америке называли Новоархангельск. | | Жители Поморья внесли огромный вклад в освоение [[Север|Севера]]. Ни одна экспедиция в Северный Ледовитый океан не обходилась без участия поморских капитанов и лоцманов. Немалый вклад был внесен выходцами с Белого моря в освоение Аляски. Не случайно столицу этой русской колонии в Америке называли Новоархангельск. |
| | | |
| Одним из главных событий в истории Поморья в ХХ в. стало строительство Беломорско-Балтийского канала длиной 227 км, который соединил Белое море с [[Балтийское море|Балтийским]]. Он был введен в эксплуатацию в 1933 г. и вошел в историю как грандиозное гидротехническое сооружение, выполненное руками политзаключенных в крайне тяжелых условиях Русского Севера. Построен канал был за 20 месяцев. В честь строительства канала были выпущены папиросы «Беломорканал», которые в разговорной речи называли ''«Беломор»''. На пачке папирос был изображен фрагмент карты с новым каналом. Папиросы пользовались большой популярностью, особенно среди военных и в рабочей (см. [[рабочий]]) среде. В наше время их производство и популярность значительно уменьшились. | | Одним из главных событий в истории Поморья в ХХ в. стало строительство Беломорско-Балтийского канала длиной 227 км, который соединил Белое море с [[Балтийское море|Балтийским]]. Он был введен в эксплуатацию в 1933 г. и вошел в историю как грандиозное гидротехническое сооружение, выполненное руками политзаключенных в крайне тяжелых условиях Русского Севера. Построен канал был за 20 месяцев. В честь строительства канала были выпущены папиросы «Беломорканал», которые в разговорной речи называли ''«Беломор»''. На пачке папирос был изображен фрагмент карты с новым каналом. Папиросы пользовались большой популярностью, особенно среди военных и в рабочей (см. [[рабочий]]) среде. В наше время их производство и популярность значительно уменьшились. |