Версия 10:29, 4 февраля 2015
«Не жда́ли»
Картина И. Е. Рéпина.
Энциклопедическая справка
Создана в 1884–1886 гг., находится в Третьяковской галерее (см. Третьяковка). Размеры 160,5 х 167.5 см.
Художник изобразил бытовую сцену как эпизод из истории страны. Революционер-народник (см. народники) возвращается из ссылки неожиданно для семьи. Все по-разному воспринимают возвращение ссыльного: в радостном волнении приподнялся из-за стола сын-гимназист, маленькая дочь не узнает отца, удивлены и растеряны мать и жена. Интерьер комнаты написан так, что зритель понимает: семья разделяет взгляды революционера. Не случайно на стене висят портреты Т.Г. Шевченко и Н.А. Некрасова, а между ними гравюра с популярной в то время картины К.К. Штейбена «На Голгофе». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в те годы в среде революционной интеллигенции. Особенность картины и в том, что Репин выстраивает еë композицию как театральный режиссёр.
В культуре
«Не ждали» – одна из самых любимых картин российской публики: регулярно воспроизводится в изданиях, посвящённых истории России ХIХ века, в школьных (см. школа) учебниках по истории и русской художественной культуре.
В языке и речи
Выражение не ждали стало крылатым, его употребляют, когда говорят о каком-то непредвиденном событии.
Медиатека
Репродукции
- Репин И.Е. «Не ждали». 1884–1888
Фотографии
- Илья Ефимович Репин. Фотография 1890-х годов
- Государственная Третьяковская галерея
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Картина И.Е. Репина «Не ждали»
|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Создана в 1884–1886 гг., находится в '''Третьяковской галерее''' (см. [[Третьяковка]]). Размеры 160,5 х 167.5 см. | + | Создана в 1884–1886 гг., находится в '''Третьяковской галерее''' (см. [[Третьяковка (музей)|Третьяковка]]). Размеры 160,5 х 167.5 см. |
| | | |
| Художник изобразил бытовую сцену как эпизод из истории страны. Революционер-народник (см. [[народники]]) возвращается из ссылки неожиданно для семьи. Все по-разному воспринимают возвращение ссыльного: в радостном волнении приподнялся из-за стола сын-гимназист, маленькая дочь не узнает отца, удивлены и растеряны мать и жена. Интерьер комнаты написан так, что зритель понимает: семья разделяет взгляды революционера. Не случайно на стене висят портреты Т.Г. Шевченко и '''Н.А. Некрасова''', а между ними гравюра с популярной в то время картины К.К. Штейбена «На Голгофе». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в те годы в среде революционной [[Интеллигенция|интеллигенции]]. Особенность картины и в том, что Репин выстраивает еë композицию как театральный режиссёр. | | Художник изобразил бытовую сцену как эпизод из истории страны. Революционер-народник (см. [[народники]]) возвращается из ссылки неожиданно для семьи. Все по-разному воспринимают возвращение ссыльного: в радостном волнении приподнялся из-за стола сын-гимназист, маленькая дочь не узнает отца, удивлены и растеряны мать и жена. Интерьер комнаты написан так, что зритель понимает: семья разделяет взгляды революционера. Не случайно на стене висят портреты Т.Г. Шевченко и '''Н.А. Некрасова''', а между ними гравюра с популярной в то время картины К.К. Штейбена «На Голгофе». Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в те годы в среде революционной [[Интеллигенция|интеллигенции]]. Особенность картины и в том, что Репин выстраивает еë композицию как театральный режиссёр. |