Ната́ша Росто́ва
Героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Энциклопедическая справка
Наташа Ростова − дочь постепенно разоряющегося, но ещё достаточно богатого графа Ростова, известного своим московским (см. Москва) хлебосольством (см. хлеб), традиционным укладом жизни и семейных отношений.
Впервые читатель встречается с Наташей − тринадцатилетней девочкой в день её именин. Её нельзя было назвать красивой, но она была обаятельная, живая, непосредственная, очень эмоциональная. По мере развития романа Наташа превращается в очаровательную девушку. «Что за прелесть эта Наташа!», − говорят её родные и знакомые. Главная особенность её характера − способность жить чувством, «умом сердца», страстное стремление к счастью. Она способна забыть себя, пожертвовать собой, прийти на помощь не только близкому, но и совершенно чужому человеку. Толстой неоднократно подчеркивает, что все поступки Наташи, её характер, понимание ею смысла жизни даны ей от Бога, тогда как другим героям романа это даётся в результате сложнейших нравственных исканий.
В конце романа Наташа − жена и мать, полностью погружённая в семейные заботы, любящая и понимающая мужа, разделяющая его интересы.
Для Толстого, не признававшего появившиеся в конце ХIХ в. идеи эмансипации, Наташа Ростова − идеал женщины.
В культуре
В русском культурном сознании представления об образе Наташи Ростовой связаны прежде всего с несколькими сценами из романа: первый бал Наташи, где она познакомилась с Андреем Болконским; русская пляска в гостях у дядюшки после охоты; эвакуация из Москвы во время Отечественной войны 1812 г., когда Наташа отдала все подводы раненым.
В кино образ Наташи Ростовой создан Людмилой Савельевой в фильме С. Бондарчука «Война и мир».
В языке и речи
Наташей Ростовой и сегодня могут назвать молодую, восторженную и обаятельную девушку.
Медиатека
Тексты
- Толстой Л. Н. «Война и мир». 1863—1869. Том 2, часть 3, главы 16-17
- Толстой Л. Н. «Война и мир». 1863—1869. Том 4, эпилог, часть 1, глава 10
Видеосюжеты
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (первый бал Наташи Ростовой)
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=Наташа Ростова|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=Ната́ша Росто́ва|image=}} |
| | | |
− | Героиня романа [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] [[Война и мир (роман)|«Война и мир»]]. | + | Героиня романа [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] [[Война и мир (роман)|«Война и мир»]]. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Наташа Ростова – дочь постепенно разоряющегося, но еще достаточно богатого графа Ростова, известного своим московским (см. [[Москва]]) хлебосольством (см. [[хлеб]]), традиционным укладом жизни и семейных отношений. | + | Наташа Ростова − дочь постепенно разоряющегося, но ещё достаточно богатого графа Ростова, известного своим московским (см. [[Москва]]) хлебосольством (см. [[хлеб]]), традиционным укладом жизни и семейных отношений. |
| | | |
− | Впервые читатель встречается с Наташей – тринадцатилетней девочкой в день ее [[Именины|именин]]. Ее нельзя было назвать красивой, но она была обаятельная, живая, непосредственная, очень эмоциональная. По мере развития романа Наташа превращается в очаровательную девушку. «Что за прелесть эта Наташа!», – говорят ее родные и знакомые. Главная особенность ее характера – способность жить чувством, «умом сердца», страстное стремление к счастью. Она способна забыть себя, пожертвовать собой, прийти на помощь не только близкому, но и совершенно чужому человеку. Толстой неоднократно подчеркивает, что все поступки Наташи, ее характер, понимание ею смысла жизни даны ей от Бога, тогда как другим героям романа это дается в результате сложнейших нравственных исканий. | + | Впервые читатель встречается с Наташей − тринадцатилетней девочкой в день её [[Именины|именин]]. Её нельзя было назвать красивой, но она была обаятельная, живая, непосредственная, очень эмоциональная. По мере развития романа Наташа превращается в очаровательную девушку. «Что за прелесть эта Наташа!», − говорят её родные и знакомые. Главная особенность её характера − способность жить чувством, «умом сердца», страстное стремление к счастью. Она способна забыть себя, пожертвовать собой, прийти на помощь не только близкому, но и совершенно чужому человеку. Толстой неоднократно подчеркивает, что все поступки Наташи, её характер, понимание ею смысла жизни даны ей от Бога, тогда как другим героям романа это даётся в результате сложнейших нравственных исканий. |
| | | |
− | В конце романа Наташа – жена и мать, полностью погруженная в семейные заботы, любящая и понимающая мужа, разделяющая его интересы. | + | В конце романа Наташа − жена и мать, полностью погружённая в семейные заботы, любящая и понимающая мужа, разделяющая его интересы. |
| | | |
− | Для Толстого, не признававшего появившиеся в конце ХIХ в. идеи эмансипации, Наташа Ростова – идеал женщины. | + | Для Толстого, не признававшего появившиеся в конце ХIХ в. идеи эмансипации, Наташа Ростова − идеал женщины. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | В русском культурном сознании представления об образе Наташи Ростовой связаны прежде всего с несколькими сценами из романа: первый бал Наташи, где она познакомилась с '''Андреем Болконским'''; русская пляска в гостях у дядюшки после охоты; эвакуация из [[Москва|Москвы]] во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]], когда Наташа отдала все подводы раненым. | + | В русском культурном сознании представления об образе Наташи Ростовой связаны прежде всего с несколькими сценами из романа: первый бал Наташи, где она познакомилась с '''Андреем Болконским'''; русская пляска в гостях у дядюшки после охоты; эвакуация из [[Москва|Москвы]] во время [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]], когда Наташа отдала все подводы раненым. |
| + | |
| + | В кино образ Наташи Ростовой создан Людмилой Савельевой в фильме С. Бондарчука «Война и мир». |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | ''Наташей Ростовой'' и сегодня могут назвать молодую, восторженную и обаятельную девушку. | + | ''Наташей Ростовой'' и сегодня могут назвать молодую, восторженную и обаятельную девушку. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
Строка 25: |
Строка 27: |
| == Тексты == | | == Тексты == |
| | | |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.16-17|Толстой Л.Н. "Война и мир". 1863-1869. Том 2, часть 3, главы 16-17]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.16-17|Толстой Л. Н. «Война и мир». 1863—1869. Том 2, часть 3, главы 16-17]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.4 эпилог ч.1 гл.10|Толстой Л.Н. "Война и мир". 1863-1869. Том 4, эпилог, часть 1, глава 10]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.4 эпилог ч.1 гл.10|Толстой Л. Н. «Война и мир». 1863—1869. Том 4, эпилог, часть 1, глава 10]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
| | | |
− | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 2)|Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (первый бал Наташи Ростовой)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 2)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (первый бал Наташи Ростовой)]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Литературные персонажи]] | | [[Категория:Литературные персонажи]] |