Лингвострановедческий словарь «Россия».

Тройка/B1-B2: различия между версиями


Текущая версия на 14:48, 25 сентября 2025

Troyka new.jpg
тро́йка

Три лошади (см. лошадь), запряжённые в ряд в один экипаж; экипаж с запряжёнными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка.

Энциклопедическая справка

Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились лёгкие и быстрые упряжки, способные преодолевать большие расстояния по плохим дорогам (см. дорога). Кроме тройки, в России использовались одиночные, парные, четверные упряжки и шестёрки. Самой престижной считалась езда цугом – на шести лошадях, запряжённых по двое в три ряда, но самой распространённой была езда на тройках.

Лошадей для тройки подбирали по масти, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в такой упряжке крупные, серые в яблоках, орловские рысаки с длинными и густыми хвостами и гривами. Средняя лошадь в тройке – главная. Её называют коренной, или коренником. Две другие – пристяжные. Основная нагрузка приходится на коренника: он определяет направление движения экипажа, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. Коренник обычно выбирается из хорошо обученных лошадей. Его запрягают первым. Пристяжные лошади припрягаются с двух сторон от коренника. Они помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать. Пристяжные могут выбираться из молодых и не очень опытных лошадей. При быстрой езде на тройке коренник обычно бежит рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом коренник бежит прямо вперед, а пристяжные, выгнув стан, как будто рвутся в стороны от направления движения тройки. Вид правильно бегущей тройки напоминает то ли сказочную трёхголовую птицу, то ли раскрывающийся цветок лилии.

Кучер тройки управляет экипажем с помощью четырёх вожжей: две – для коренника и по одной – для каждой из пристяжных.

Под дугой коренника обычно подвешивались колокольчики (см. колокол), выполнявшие роль сигнального устройства.

Звон этих колокольчиков был слышен обычно в радиусе нескольких километров. На многих колокольчиках указывались дата и место их изготовления. Наиболее известными были валдайские колокольчики. Под дугой могли прикрепляться и бубенцы (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании).

Езда на тройках была самой распространённой в России до начала XX в., а катание на тройках было любимым развлечением русской молодежи и летом, и, особенно, зимой. С ездой на санных (см. сани) тройках были связаны свадебные (см. свадьба) торжества, а также народные гулянья на масленицу.

Троечные скачки как вид спорта до сих пор пользуются большой популярностью в России. Традиционные соревнования троек обычно проходят во время фестивалей «Русская зима».

В культуре

С тройкой в русской культуре ассоциируется образ дороги, простора, свободы. Тройке посвящены многие стихи русских поэтов и романсы. Самые известные из них – строки стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Часто исполняется романс «Тройка мчится, тройка скачет» П.П. Булахова на стихи П.А. Вяземского:

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик то заплачет,
То хохочет, то звенит.

Не менее популярен до сих пор и романс А.Р. Бакалейникова на стихи А.Б. Кусикова «Слышен звон бубенцов издалёка».

Но самым выразительным остается образ России как несущейся тройки, созданный Н.В. Гоголем в поэме «Мёртвые души».

Устойчивость гоголевского образа Руси-тройки в наше время подтверждается и постоянной заставкой информационной программы «Вести» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании – бегущей тройкой лошадей.

Масленичные катания на тройках изображены на картине Б.М. Кустодиева «Масленица». Езда на тройках – частый сюжет росписи лаковых шкатулок из Палеха или Федоскина. Образ тройки использован В.Г. Перовым в его картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Художник с горькой иронией изобразил детей, которые, как тройка лошадей, с огромным усилием везут бочку с водой.

Медиатека

Тексты

  1. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)

Репродукции

  1. В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  2. П.Н. Грузинский. «Масленица»
  3. Б.М. Кустодиев. «Масленица»
  4. В.И. Журавлёв. Лаковая миниатюра «Тройка. Пушкин». Палех
  5. Лаковая миниатюра. Федоскино
  6. Современная открытка «С Новым годом и Рождеством!»

Фотографии

  1. Тройка лошадей с колокольчиками под дугой
  2. На Московском ипподроме зимой
  3. Тройка вороных

Аудиозаписи

  1. Г.В. Свиридов «Тройка»

Видеосюжеты

  1. Крепостная актриса. Фильм Р.И. Тихомирова (фрагмент)

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  2. Как «Тройка» В.Г. Перова
 
Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=тро́йка|image=Troyka new.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=тро́йка|image=Troyka new.jpg}}
   −
статья в работе
+
Три лошади (см. [[Лошадь/C1-C2|лошадь]]), запряжённые в ряд в один экипаж; экипаж с запряжёнными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка.
 +
 
 +
= Энциклопедическая справка =
 +
 
 +
Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились лёгкие и быстрые упряжки, способные преодолевать большие расстояния по плохим дорогам (см. [[Дорога|дорога]]). Кроме тройки, в России использовались одиночные, парные, четверные упряжки и шестёрки. Самой престижной считалась езда цугом – на шести лошадях, запряжённых по двое в три ряда, но самой распространённой была езда на тройках.
 +
 
 +
Лошадей для тройки подбирали по масти, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в такой упряжке крупные, серые в яблоках, орловские рысаки с длинными и густыми хвостами и гривами. Средняя лошадь в тройке – главная. Её называют коренной, или коренником. Две другие – пристяжные. Основная нагрузка приходится на коренника: он определяет направление движения экипажа, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. Коренник обычно выбирается из хорошо обученных лошадей. Его запрягают первым. Пристяжные лошади припрягаются с двух сторон от коренника. Они помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать. Пристяжные могут выбираться из молодых и не очень опытных лошадей. При быстрой езде на тройке коренник обычно бежит рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом коренник бежит прямо вперед, а пристяжные, выгнув стан, как будто рвутся в стороны от направления движения тройки. Вид правильно бегущей тройки напоминает то ли сказочную трёхголовую птицу, то ли раскрывающийся цветок лилии.
 +
 
 +
Кучер тройки управляет экипажем с помощью четырёх вожжей: две – для коренника и по одной – для каждой из пристяжных.
 +
 
 +
Под дугой коренника обычно подвешивались колокольчики (см. [[Колокол|колокол]]), выполнявшие роль сигнального устройства.
 +
 
 +
Звон этих колокольчиков был слышен обычно в радиусе нескольких километров. На многих колокольчиках указывались дата и место их изготовления. Наиболее известными были валдайские колокольчики. Под дугой могли прикрепляться и бубенцы (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании).
 +
 
 +
Езда на тройках была самой распространённой в России до начала XX в., а катание на тройках было любимым развлечением русской молодежи и летом, и, особенно, зимой. С ездой на санных (см. [[Сани|сани]]) тройках были связаны свадебные (см. [[Свадьба|свадьба]]) торжества, а также народные гулянья на масленицу.
 +
 
 +
Троечные скачки как вид спорта до сих пор пользуются большой популярностью в России. Традиционные соревнования троек обычно проходят во время фестивалей «Русская зима».
 +
 
 +
= В культуре =
 +
 
 +
С тройкой в русской культуре ассоциируется образ дороги, простора, свободы. Тройке посвящены многие стихи русских поэтов и романсы. Самые известные из них – строки стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:
 +
<poem>
 +
::''По дороге зимней, скучной''
 +
::''Тройка борзая бежит,''
 +
::''Колокольчик однозвучный''
 +
::''Утомительно гремит.''
 +
</poem>
 +
 
 +
Часто исполняется романс «Тройка мчится, тройка скачет» П.П. Булахова на стихи П.А. Вяземского:
 +
<poem>
 +
::''Тройка мчится, тройка скачет,''
 +
::''Вьётся пыль из-под копыт.''
 +
::''Колокольчик то заплачет,''
 +
::''То хохочет, то звенит.''
 +
</poem>
 +
 
 +
Не менее популярен до сих пор и романс А.Р. Бакалейникова на стихи А.Б. Кусикова «Слышен звон бубенцов издалёка».
 +
 
 +
Но самым выразительным остается образ России как несущейся тройки, созданный Н.В. Гоголем в поэме «Мёртвые души».
 +
 
 +
Устойчивость гоголевского образа Руси-тройки в наше время подтверждается и постоянной заставкой информационной программы «Вести» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании – бегущей тройкой лошадей.
 +
 
 +
Масленичные катания на тройках изображены на картине Б.М. Кустодиева «Масленица». Езда на тройках – частый сюжет росписи лаковых шкатулок из Палеха или Федоскина. Образ тройки использован В.Г. Перовым в его картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Художник с горькой иронией изобразил детей, которые, как тройка лошадей, с огромным усилием везут бочку с водой.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =
 +
== Тексты ==
 +
# [[Медиатека: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (отрывок 2)|Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)]]<br />
 +
 
== Репродукции ==
 
== Репродукции ==
 
# [[Медиатека:Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду|В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]]<br>
 
# [[Медиатека:Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду|В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]]<br>
Строка 28: Строка 73:  
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_1 Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]<br>
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_1 Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]<br>
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_2 Как «Тройка» В.Г. Перова]<br>
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_2 Как «Тройка» В.Г. Перова]<br>
 +
       
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Традиционный быт]]
 
[[Категория:Традиционный быт]]