тро́йка
Три лошади (см. лошадь), запряжённые в ряд в один экипаж; экипаж с запряжёнными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка.
Энциклопедическая справка
Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились лёгкие и быстрые упряжки, способные преодолевать большие расстояния по плохим дорогам (см. дорога). Кроме тройки, в России использовались одиночные, парные, четверные упряжки и шестёрки. Самой престижной считалась езда цугом – на шести лошадях, запряжённых по двое в три ряда, но самой распространённой была езда на тройках.
Лошадей для тройки подбирали по масти, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в такой упряжке крупные, серые в яблоках, орловские рысаки с длинными и густыми хвостами и гривами. Средняя лошадь в тройке – главная. Её называют коренной, или коренником. Две другие – пристяжные. Основная нагрузка приходится на коренника: он определяет направление движения экипажа, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. Коренник обычно выбирается из хорошо обученных лошадей. Его запрягают первым. Пристяжные лошади припрягаются с двух сторон от коренника. Они помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать. Пристяжные могут выбираться из молодых и не очень опытных лошадей. При быстрой езде на тройке коренник обычно бежит рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом коренник бежит прямо вперед, а пристяжные, выгнув стан, как будто рвутся в стороны от направления движения тройки. Вид правильно бегущей тройки напоминает то ли сказочную трёхголовую птицу, то ли раскрывающийся цветок лилии.
Кучер тройки управляет экипажем с помощью четырёх вожжей: две – для коренника и по одной – для каждой из пристяжных.
Под дугой коренника обычно подвешивались колокольчики (см. колокол), выполнявшие роль сигнального устройства.
Звон этих колокольчиков был слышен обычно в радиусе нескольких километров. На многих колокольчиках указывались дата и место их изготовления. Наиболее известными были валдайские колокольчики. Под дугой могли прикрепляться и бубенцы (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании).
Езда на тройках была самой распространённой в России до начала XX в., а катание на тройках было любимым развлечением русской молодежи и летом, и, особенно, зимой. С ездой на санных (см. сани) тройках были связаны свадебные (см. свадьба) торжества, а также народные гулянья на масленицу.
Троечные скачки как вид спорта до сих пор пользуются большой популярностью в России. Традиционные соревнования троек обычно проходят во время фестивалей «Русская зима».
В культуре
С тройкой в русской культуре ассоциируется образ дороги, простора, свободы. Тройке посвящены многие стихи русских поэтов и романсы. Самые известные из них – строки стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Часто исполняется романс «Тройка мчится, тройка скачет» П.П. Булахова на стихи П.А. Вяземского:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт.
Колокольчик то заплачет,
То хохочет, то звенит.
Не менее популярен до сих пор и романс А.Р. Бакалейникова на стихи А.Б. Кусикова «Слышен звон бубенцов издалёка».
Но самым выразительным остается образ России как несущейся тройки, созданный Н.В. Гоголем в поэме «Мёртвые души».
Устойчивость гоголевского образа Руси-тройки в наше время подтверждается и постоянной заставкой информационной программы «Вести» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании – бегущей тройкой лошадей.
Масленичные катания на тройках изображены на картине Б.М. Кустодиева «Масленица». Езда на тройках – частый сюжет росписи лаковых шкатулок из Палеха или Федоскина. Образ тройки использован В.Г. Перовым в его картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Художник с горькой иронией изобразил детей, которые, как тройка лошадей, с огромным усилием везут бочку с водой.
Медиатека
Тексты
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)
Репродукции
- В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
- П.Н. Грузинский. «Масленица»
- Б.М. Кустодиев. «Масленица»
- В.И. Журавлёв. Лаковая миниатюра «Тройка. Пушкин». Палех
- Лаковая миниатюра. Федоскино
- Современная открытка «С Новым годом и Рождеством!»
Фотографии
- Тройка лошадей с колокольчиками под дугой
- На Московском ипподроме зимой
- Тройка вороных
Аудиозаписи
- Г.В. Свиридов «Тройка»
Видеосюжеты
- Крепостная актриса. Фильм Р.И. Тихомирова (фрагмент)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
- Как «Тройка» В.Г. Перова
|
|
| (не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) |
| Строка 1: |
Строка 1: |
| | {{Заголовок статьи|name=тро́йка|image=Troyka new.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=тро́йка|image=Troyka new.jpg}} |
| | | | |
| − | статья в работе
| + | Три лошади (см. [[Лошадь/C1-C2|лошадь]]), запряжённые в ряд в один экипаж; экипаж с запряжёнными в него тремя лошадьми. Национальная российская упряжка. |
| | + | |
| | + | = Энциклопедическая справка = |
| | + | |
| | + | Появилась в России в середине XVIII в., когда конной почте империи понадобились лёгкие и быстрые упряжки, способные преодолевать большие расстояния по плохим дорогам (см. [[Дорога|дорога]]). Кроме тройки, в России использовались одиночные, парные, четверные упряжки и шестёрки. Самой престижной считалась езда цугом – на шести лошадях, запряжённых по двое в три ряда, но самой распространённой была езда на тройках. |
| | + | |
| | + | Лошадей для тройки подбирали по масти, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в такой упряжке крупные, серые в яблоках, орловские рысаки с длинными и густыми хвостами и гривами. Средняя лошадь в тройке – главная. Её называют коренной, или коренником. Две другие – пристяжные. Основная нагрузка приходится на коренника: он определяет направление движения экипажа, разгоняет по прямой и сдерживает экипаж на спусках. Коренник обычно выбирается из хорошо обученных лошадей. Его запрягают первым. Пристяжные лошади припрягаются с двух сторон от коренника. Они помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать. Пристяжные могут выбираться из молодых и не очень опытных лошадей. При быстрой езде на тройке коренник обычно бежит рысью, а пристяжные скачут галопом. При этом коренник бежит прямо вперед, а пристяжные, выгнув стан, как будто рвутся в стороны от направления движения тройки. Вид правильно бегущей тройки напоминает то ли сказочную трёхголовую птицу, то ли раскрывающийся цветок лилии. |
| | + | |
| | + | Кучер тройки управляет экипажем с помощью четырёх вожжей: две – для коренника и по одной – для каждой из пристяжных. |
| | + | |
| | + | Под дугой коренника обычно подвешивались колокольчики (см. [[Колокол|колокол]]), выполнявшие роль сигнального устройства. |
| | + | |
| | + | Звон этих колокольчиков был слышен обычно в радиусе нескольких километров. На многих колокольчиках указывались дата и место их изготовления. Наиболее известными были валдайские колокольчики. Под дугой могли прикрепляться и бубенцы (полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании). |
| | + | |
| | + | Езда на тройках была самой распространённой в России до начала XX в., а катание на тройках было любимым развлечением русской молодежи и летом, и, особенно, зимой. С ездой на санных (см. [[Сани|сани]]) тройках были связаны свадебные (см. [[Свадьба|свадьба]]) торжества, а также народные гулянья на масленицу. |
| | + | |
| | + | Троечные скачки как вид спорта до сих пор пользуются большой популярностью в России. Традиционные соревнования троек обычно проходят во время фестивалей «Русская зима». |
| | + | |
| | + | = В культуре = |
| | + | |
| | + | С тройкой в русской культуре ассоциируется образ дороги, простора, свободы. Тройке посвящены многие стихи русских поэтов и романсы. Самые известные из них – строки стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»: |
| | + | <poem> |
| | + | ::''По дороге зимней, скучной'' |
| | + | ::''Тройка борзая бежит,'' |
| | + | ::''Колокольчик однозвучный'' |
| | + | ::''Утомительно гремит.'' |
| | + | </poem> |
| | + | |
| | + | Часто исполняется романс «Тройка мчится, тройка скачет» П.П. Булахова на стихи П.А. Вяземского: |
| | + | <poem> |
| | + | ::''Тройка мчится, тройка скачет,'' |
| | + | ::''Вьётся пыль из-под копыт.'' |
| | + | ::''Колокольчик то заплачет,'' |
| | + | ::''То хохочет, то звенит.'' |
| | + | </poem> |
| | + | |
| | + | Не менее популярен до сих пор и романс А.Р. Бакалейникова на стихи А.Б. Кусикова «Слышен звон бубенцов издалёка». |
| | + | |
| | + | Но самым выразительным остается образ России как несущейся тройки, созданный Н.В. Гоголем в поэме «Мёртвые души». |
| | + | |
| | + | Устойчивость гоголевского образа Руси-тройки в наше время подтверждается и постоянной заставкой информационной программы «Вести» Всероссийской государственной телерадиовещательной компании – бегущей тройкой лошадей. |
| | + | |
| | + | Масленичные катания на тройках изображены на картине Б.М. Кустодиева «Масленица». Езда на тройках – частый сюжет росписи лаковых шкатулок из Палеха или Федоскина. Образ тройки использован В.Г. Перовым в его картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Художник с горькой иронией изобразил детей, которые, как тройка лошадей, с огромным усилием везут бочку с водой. |
| | | | |
| | = Медиатека = | | = Медиатека = |
| | + | == Тексты == |
| | + | # [[Медиатека: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (отрывок 2)|Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)]]<br /> |
| | + | |
| | == Репродукции == | | == Репродукции == |
| | # [[Медиатека:Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду|В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]]<br> | | # [[Медиатека:Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду|В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]]<br> |
| Строка 19: |
Строка 64: |
| | == Аудиозаписи == | | == Аудиозаписи == |
| | # [[Медиатека:Свиридов Г.В. «Тройка»|Г.В. Свиридов «Тройка»]]<br /> | | # [[Медиатека:Свиридов Г.В. «Тройка»|Г.В. Свиридов «Тройка»]]<br /> |
| | + | |
| | + | == Видеосюжеты == |
| | + | # [[Медиатека:Фильм Р. Тихомирова «Крепостная актриса» (отрывок)|Крепостная актриса. Фильм Р.И. Тихомирова (фрагмент)]]<br /> |
| | | | |
| | = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |
| Строка 25: |
Строка 73: |
| | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_1 Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]<br> | | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_1 Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]<br> |
| | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_2 Как «Тройка» В.Г. Перова]<br> | | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_2 Как «Тройка» В.Г. Перова]<br> |
| | + | |
| | + | |
| | | | |
| | <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| | [[Категория:Традиционный быт]] | | [[Категория:Традиционный быт]] |