дворя́нство
В России с XII в. до 1917 г. привилегированное сословие светских землевладельцев.
Энциклопедическая справка
Дворянское сословие сформировалось в России в XII−XIII вв. из дворян – людей, находящихся на службе у князя, при его дворе. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. крестьянство), работавших в поместьях (см. крепостной). В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою родословную (документ об истории рода или степеней родства предков), свое родословное древо (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева).
В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство.
Женщины-дворянки, в отличие от мужчин, не обязывались нести государственную службу. Исключение составляла только служба при императорском дворе. Фрейлинами двора могли стать получившие домашнее или окончившие специальное учебное заведение типа Смольного института благородных девиц или Екатерининского института. Другой работой дворянки занимались только в исключительных случаях, когда оставались без средств к существованию.
В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.
В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть дворянская интеллигенция.
Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др.
После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли, хотя оно сохраняло своё господствующее положение в управлении страной до 1917 г.
Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству.
Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. Белая гвардия), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой первой волны эмиграции.
В культуре
Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Д.Г. Левицким (серия «Смолянки»), Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А.
Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.
Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др.
В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.
В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).
Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это Евгений Онегин и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Григорий Печорин и княжна Мэри из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Вадим Рощин из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам, Юрий Живаго из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др.
Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.
В языке и речи
После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.
В современном русском языке до сих пор существуют выражения потомственный дворянин (потомственная дворянка). Так назовут потомков старого дворянского рода.
Медиатека
Репродукции
- Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»
- Д.Г. Левицкий. Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц
- А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»
- И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»
- И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
- И.Е. Репин. Портрет писателя И.С. Тургенева
- В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
- В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»
- Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Фотографии
- Дача княгини З. Юсуповой в Царском селе
- Дом-музей В.И. Даля в Москве
- Дом-музей А.С. Пушкина в Михайловском
- Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
- Здание Дворянского собрания в Туле
- Здание Дворянского собрания в Москве
- Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл
- Кадр из фильма «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. Первый бал Наташи Ростовой
- Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А.П. Чехова в постановке Малого театра
- Кадр из фильма «Доктор Живаго» А.А. Прошкина
Видеосюжеты
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)
- Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (фрагмент)
- Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)
- Фильм Г.Л. Рошаля «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Что вернуть Евгению Онегину
- А.С. Пушкин о Евгении Онегине
- Как узнать Татьяну Ларину
- Как узнать Наташу Ростову
- Что вернуть Обломову
|
|
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=дворя́нство|image=Dvorianin new.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=дворя́нство|image=Дворянство.jpg}} |
| | | |
− | статья в работе
| + | В России с XII в. до 1917 г. привилегированное сословие светских землевладельцев. |
− | | |
− | В России до 1917 г. лица, принадлежащие к привилегированному сословию − дворянству. | |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| + | Дворянское сословие сформировалось в России в XII−XIII вв. из дворян – людей, находящихся на службе у князя, при его дворе. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]), работавших в поместьях (см. [[Крепостной|крепостной]]). В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою ''родословную'' (документ об истории рода или степеней родства предков), свое ''родословное древо'' (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева). |
| | | |
− | Слово ''дворянин'' образовано от существительного [[двор]] в значении «монарх, царь (император), его семья и приближённые к ним лица». Первоначально ''дворянином'' называли человека, находящегося на службе у [[князь|князя]], при его дворе (в его окружении). В XII−XIII вв. из дворян сформировалось сословие. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − ''столбцы'', в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. [[крестьянин]]), работавших в поместьях (см. [[крепостной]]). В конце XVII − начале XVIII в. в России появляются первые родовые дворянские гербы, составляется сборник родовых гербов. В гербах старинных родов использовались изображения, взятые с печатей удельных князей и с знамён земель и городов Древней Руси (см. [[Русь]]). Гербы родов, считавших своих предков выходцами из−за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств. В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою ''родословную'' (документ об истории рода или степеней родства предков), свое ''родословное древо'' (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева).
| + | В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство. |
| | | |
− | В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали ''личное'' (не передаваемое по наследству) или ''потомственное'' (передаваемое по наследству) дворянство. В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица [[Екатерина II]] закрепила эти привилегии законодательно ''Жалованной грамотой дворянству''. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.
| + | Женщины-дворянки, в отличие от мужчин, не обязывались нести государственную службу. Исключение составляла только служба при императорском дворе. Фрейлинами двора могли стать получившие домашнее или окончившие специальное учебное заведение типа Смольного института благородных девиц или Екатерининского института. Другой работой дворянки занимались только в исключительных случаях, когда оставались без средств к существованию. |
| | | |
− | В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская [[интеллигенция]], которую принято называть ''дворянская интеллигенция''. | + | В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства. |
| | | |
− | Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкин]], М.Ю. Лермонтов, [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстой]], [[Тургенев И.С.|И.С. Тургенев]], Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др.
| + | В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть ''дворянская интеллигенция''. |
| | | |
− | После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли, хотя оно сохраняло своё господствующее положение в управлении страной до 1917 г.
| + | Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др. |
| | | |
− | Существовали и общественные организации дворян − ''Дворянское собрание'' и ''Дворянские клубы''. Одним из знаменитых был ''Английский'' (или ''Аглицкий'') клуб в [[Москва|Москве]]. Жизнь дворянина регламентировал также ''кодекс дворянской чести'', который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству.
| + | После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли, хотя оно сохраняло своё господствующее положение в управлении страной до 1917 г. |
| | | |
− | [[Октябрьская революция 1917 г.]] уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. [[Белая гвардия]]), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой ''первой волны эмиграции''.
| + | Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству. |
| | | |
− | В дореволюционной России женщины-дворянки, в отличие от мужчин, не обязывались нести государственную службу. Исключение составляла только служба при императорском [[Двор|дворе]]. Фрейлинами двора могли стать получившие образование в семье либо в специальном учебном заведении типа Смольного института благородных девиц или Екатерининского института. Другой работой дворянки занимались только в исключительных случаях, когда оставались без средств к существованию. | + | Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. [[Белая гвардия]]), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой ''первой волны эмиграции''. |
− | | |
− | Дворянок − воспитанниц женских институтов называли ''институтками'', слово ''студентка'' активно вошло в русский язык только в ХХ в.
| |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А. | + | Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Д.Г. Левицким (серия «Смолянки»), Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А. |
| | | |
| Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова. | | Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова. |
| | | |
− | Сохранившиеся или восстановленные сельские [[Усадьба|усадьбы]] знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др. | + | Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др. |
| | | |
| В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки. | | В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки. |
Строка 36: |
Строка 33: |
| В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.). | | В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.). |
| | | |
− | Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это [[Евгений Онегин]], Григорий Печорин, Андрей Болконский, Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. | + | Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это Евгений Онегин и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Григорий Печорин и княжна Мэри из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Вадим Рощин из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам, Юрий Живаго из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др. |
− | | |
− | Дворянки − героини русской классической литературы. Это [[Татьяна Ларина]], Лиза Калитина (роман [[Тургенев И.С.|И. С. Тургенева]] [[Дворянское гнездо (роман)|«Дворянское гнездо»]]), [[Наташа Ростова]], Анна Каренина (роман [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] [[Анна Каренина (роман)|«Анна Каренина»]]), Раневская (комедия [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] [[Вишнёвый сад (комедия)|«Вишнёвый сад»]]) и многие другие.
| |
− | | |
− | Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.
| |
| | | |
− | Хорошо известна героиня «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, которая заявляет:
| + | Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения. |
− | <poem>
| |
− | ::: ''Не хочу быть чёрной крестьянкой,''
| |
− | ::: ''Хочу быть столбовою дворянкой.''
| |
− | </poem>
| |
− | | |
− | Известны портреты дворянок кисти знаменитых русских художников: Ф.С. Рокотова (портреты А.П. Струйской, В.Е. Новосильцевой, В.Н. Суровцевой), В.Л. Боровиковского (портреты сестёр Гагариных, М.И. Лопухиной), Д.Г. Левицкого (серия «Смолянки»), К.П. Брюллова (портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых, княгини Е.П. Салтыковой), Вал.А. Серова (портреты княгини З.Н. Юсуповой, княгини О.К. Орловой) и др.
| |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | В современном русском языке до сих пор существуют выражения ''потомственный дворянин'' и ''потомственная дворянка''. ''Потомственный дворянин'' − так назовут потомка старого дворянского рода, а ''потомственная дворянка'' − так назовут продолжательницу старого дворянского рода.
| + | После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть ''дворянскими гнëздами''. |
| | | |
− | После выхода в свет романа Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.
| + | В современном русском языке до сих пор существуют выражения ''потомственный дворянин'' (''потомственная дворянка''). Так назовут потомков старого дворянского рода. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
| # [[Медиатека: Рокотов Ф.С. «Александр Петрович Сумароков». 1777|Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»]]<br /> | | # [[Медиатека: Рокотов Ф.С. «Александр Петрович Сумароков». 1777|Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Левицкий. Смолянки|Д.Г. Левицкий. Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц]]<br /> |
| # [[Медиатека:Брюллов А.П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832|А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»]]<br /> | | # [[Медиатека:Брюллов А.П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832|А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Крамской. Портрет Менделеева|И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»]]<br /> | | # [[Медиатека:Крамской. Портрет Менделеева|И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»]]<br /> |
Строка 65: |
Строка 53: |
| # [[Медиатека:Серов В.А. Портрет княгини Ольги Орловой|В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой]]<br /> | | # [[Медиатека:Серов В.А. Портрет княгини Ольги Орловой|В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой]]<br /> |
| # [[Медиатека:Борисов-Мусатов В.Э. «Призраки»|В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»]]<br /> | | # [[Медиатека:Борисов-Мусатов В.Э. «Призраки»|В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. 2000|Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Илл. к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»|А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
Строка 72: |
Строка 62: |
| # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br> | | # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br> |
| # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Туле|Здание Дворянского собрания в Туле]]<br> | | # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Туле|Здание Дворянского собрания в Туле]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Москве|Здание Дворянского собрания в Москве]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл|Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Л.М. Савельева и В.В. Тихонов в роли Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Кадр из фильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|Кадр из фильма «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. Первый бал Наташи Ростовой]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра|Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А.П. Чехова в постановке Малого театра]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Юрий Живаго в исполнении О.Е. Меньшикова в фильме А.А. Прошкина «Доктор Живаго». 2003 |Кадр из фильма «Доктор Живаго» А.А. Прошкина]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 2)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», 1 серия (фрагмент)|Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад». 1983 г. (фрагмент)|Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)|Фильм Г.Л. Рошаля «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)]]<br> |
| | | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/evoneg2_pf_2 Что вернуть Евгению Онегину]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/evoneg2_pf_3 А.С. Пушкин о Евгении Онегине]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/tatlari_pf_1 Как узнать Татьяну Ларину]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_1 Как узнать Наташу Ростову]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/oblomov_pf_2 Что вернуть Обломову]<br /> |
| | | |
| | | |