дворя́нство
В России с XII в. до 1917 г. привилегированное сословие светских землевладельцев.
Энциклопедическая справка
Дворянское сословие сформировалось в России в XII−XIII вв. из дворян – людей, находящихся на службе у князя, при его дворе. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. крестьянство), работавших в поместьях (см. крепостной). В конце XVII − начале XVIII в. в России появляются первые родовые дворянские гербы, составляется сборник родовых гербов. В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою родословную (документ об истории рода или степеней родства предков), свое родословное древо (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева).
В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство.
Женщины-дворянки, в отличие от мужчин, не обязывались нести государственную службу. Исключение составляла только служба при императорском дворе. Фрейлинами двора могли стать получившие образование в семье либо в специальном учебном заведении типа Смольного института благородных девиц или Екатерининского института. Другой работой дворянки занимались только в исключительных случаях, когда оставались без средств к существованию.
В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.
В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть дворянская интеллигенция.
Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др.
После отмены крепостного права в 1861 г. экономические позиции дворянства ослабли, хотя оно сохраняло своё господствующее положение в управлении страной до 1917 г.
Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству.
Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. Белая гвардия), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой первой волны эмиграции.
В культуре
Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Д.Г. Левицким (серия «Смолянки»), Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А.
Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова.
Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др.
В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки.
В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.).
Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», Евгений Онегин и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Григорий Печорин и княжна Мэри из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Вадим Рощин из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам», Юрий Живаго из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др.
Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения.
В языке и речи
После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.
В современном русском языке до сих пор существуют выражения потомственный дворянин (потомственная дворянка). Так назовут потомков старого дворянского рода.
Медиатека
Репродукции
- Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»
- Д.Г. Левицкий. Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц
- А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»
- И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»
- И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
- И.Е. Репин. Портрет писателя И.С. Тургенева
- В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
- В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»
- Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
- Кукрыниксы. Вадим Рощин. Иллюстрация к роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам»
Фотографии
- Дача княгини З. Юсуповой в Царском селе
- Дом-музей В.И. Даля в Москве
- Дом-музей А.С. Пушкина в Михайловском
- Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
- Здание Дворянского собрания в Туле
- Здание Дворянского собрания в Москве
- Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл
- Кадр из фильма «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. Первый бал Наташи Ростовой
- Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А.П. Чехова в постановке Малого театра
- Кадр из фильма «Доктор Живаго» А.А. Прошкина
Видеосюжеты
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)
- Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (фрагмент)
- Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)
- Фильм Г.Л. Рошаля «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Что вернуть Евгению Онегину
- Дуэль? – Дуэль!
- А.С. Пушкин о Евгении Онегине
- Как узнать Татьяну Ларину
- Как узнать Наташу Ростову
- Что вернуть Обломову
|
|
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Дворянское сословие сформировалось в России в XII−XIII вв. из дворян – людей, находящихся на службе у князя, при его дворе. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − столбовые дворяне. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. крестьянство), работавших в поместьях (см. крепостной). В конце XVII − начале XVIII в. в России появляются первые родовые дворянские гербы, составляется сборник родовых гербов. В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою родословную (документ об истории рода или степеней родства предков), свое родословное древо (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева). | + | Дворянское сословие сформировалось в России в XII−XIII вв. из дворян – людей, находящихся на службе у князя, при его дворе. С XV в. дворяне стали получать за службу землю и становились помещиками. В XVI−XVII вв. усилилась роль дворянства в жизни страны. В это время составляются родословные книги − столбцы, в которые заносятся потомственные дворяне знатных родов. Так появляется высшая категория дворянства − ''столбовые дворяне''. Они постепенно становились опорой государственной власти, которая давала им привилегии, а в середине XVII в. закрепила за ними крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]), работавших в поместьях (см. [[Крепостной|крепостной]]). В конце XVII − начале XVIII в. в России появляются первые родовые дворянские гербы, составляется сборник родовых гербов. В это же время каждый дворянский род начинает составлять свою ''родословную'' (документ об истории рода или степеней родства предков), свое ''родословное древо'' (изображение истории какого−либо рода в виде разветвлённого дерева). |
| | | |
| В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство. | | В начале XVIII в. дворянство стало пополняться представителями других сословий в результате продвижения по государственной службе: по достижении определённого чина выходцы из недворянских слоев получали личное (не передаваемое по наследству) или потомственное (передаваемое по наследству) дворянство. |
Строка 13: |
Строка 13: |
| В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства. | | В течение всего ХVIII в. права и привилегии дворянства неуклонно расширялись. Дворянские поместья превратились в наследственную собственность. В 1785 г. императрица Екатерина II закрепила эти привилегии законодательно Жалованной грамотой дворянству. Поэтому эпоху правления Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства. |
| | | |
− | В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть дворянская интеллигенция. | + | В конце ХVIII в. − ХIХ в. из дворян, имевших самые широкие права, высокое материальное благосостояние и доступ к европейскому образованию, сформировалась русская интеллигенция, которую принято называть ''дворянская интеллигенция''. |
| | | |
| Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др. | | Дворянами (потомственными или личными) были многие общественные деятели России, учёные, писатели, композиторы. Среди них: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов и др. |
Строка 21: |
Строка 21: |
| Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству. | | Существовали и общественные организации дворян − Дворянское собрание и Дворянские клубы. Одним из знаменитых был Английский клуб в Москве. Жизнь дворянина регламентировал также кодекс дворянской чести, который включал в себя нормы поведения дворянина в обществе, среди которых главными считались честность, верность слову, служба Отечеству. |
| | | |
− | Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. Белая гвардия), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой первой волны эмиграции. | + | Октябрьская революция 1917 г. уничтожила дворянское землевладение и ликвидировала дворянство как класс. В годы Гражданской войны (1918−1920 гг.) большая часть дворян была уничтожена, многие встали на сторону контрреволюционных сил (см. [[Белая гвардия]]), а в дальнейшем эмигрировали из России и составили ядро так называемой ''первой волны эмиграции''. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А. | + | Известные портреты дворян созданы выдающимися русскими художниками ХVIII - ХIХ в.: Боровиковским В.Л., Д.Г. Левицким (серия «Смолянки»), Рокотовым Ф.С., Маковским К.Е., Брюлловым А.П, Крамским И.Н., Серовым В.А. |
| | | |
| Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова. | | Дворянские усадьбы изображены на картинах В.М. Максимова, В.Д. Поленова и В.Э. Борисова-Мусатова. |
| | | |
− | Сохранившиеся или восстановленные сельские [[Усадьба|усадьбы]] знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др. | + | Сохранившиеся или восстановленные сельские усадьбы знаменитых русских писателей в наше время превращены в литературные музеи: музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»; музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково» и др. |
| | | |
| В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки. | | В зданиях городских усадеб находятся учреждения культуры, посольства, банки. |
Строка 34: |
Строка 34: |
| В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.). | | В современной России потомками дворян восстановлены некоторые дворянские общественные организации (Российское Дворянское собрание, клубы и пр.). |
| | | |
− | Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это [[Евгений Онегин]], Григорий Печорин, Андрей Болконский, Вадим Рощин, Юрий Живаго и многие другие. | + | Дворяне – герои многих произведений русской классической литературы. Это герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», Евгений Онегин и Татьяна Ларина из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Григорий Печорин и княжна Мэри из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», Вадим Рощин из романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам», Юрий Живаго из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др. |
| | | |
− | Дворянки − героини русской классической литературы. Это [[Татьяна Ларина]], Лиза Калитина (роман [[Тургенев И.С.|И. С. Тургенева]] [[Дворянское гнездо (роман)|«Дворянское гнездо»]]), [[Наташа Ростова]], Анна Каренина (роман [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] [[Анна Каренина (роман)|«Анна Каренина»]]), Раневская (комедия [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] [[Вишнёвый сад (комедия)|«Вишнёвый сад»]]) и многие другие.
| + | Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения. |
− | | |
− | Судьбам русского дворянства накануне революционных событий начала ХХ в. посвящена знаменитая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад», ставшая символом уходящей эпохи, на смену которой приходили новые люди и новые общественные отношения. | |
− | | |
− | Хорошо известна героиня «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, которая заявляет:
| |
− | <poem>
| |
− | ::: ''Не хочу быть чёрной крестьянкой,''
| |
− | ::: ''Хочу быть столбовою дворянкой.''
| |
− | </poem>
| |
− | | |
− | Известны портреты дворянок кисти знаменитых русских художников: Ф.С. Рокотова (портреты А.П. Струйской, В.Е. Новосильцевой, В.Н. Суровцевой), В.Л. Боровиковского (портреты сестёр Гагариных, М.И. Лопухиной), Д.Г. Левицкого (серия «Смолянки»), К.П. Брюллова (портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых, княгини Е.П. Салтыковой), Вал.А. Серова (портреты княгини З.Н. Юсуповой, княгини О.К. Орловой) и др.
| |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | В современном русском языке до сих пор существуют выражения ''потомственный дворянин'' и ''потомственная дворянка''. ''Потомственный дворянин'' − так назовут потомка старого дворянского рода, а ''потомственная дворянка'' − так назовут продолжательницу старого дворянского рода.
| + | После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть ''дворянскими гнëздами''. |
| | | |
− | После выхода в свет романа Тургенева «Дворянское гнездо» старые дворянские усадьбы стали называть дворянскими гнëздами.
| + | В современном русском языке до сих пор существуют выражения ''потомственный дворянин'' (''потомственная дворянка''). Так назовут потомков старого дворянского рода. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
| # [[Медиатека: Рокотов Ф.С. «Александр Петрович Сумароков». 1777|Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»]]<br /> | | # [[Медиатека: Рокотов Ф.С. «Александр Петрович Сумароков». 1777|Ф.С. Рокотов. «Александр Петрович Сумароков»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Левицкий. Смолянки|Д.Г. Левицкий. Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц]]<br /> |
| # [[Медиатека:Брюллов А.П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832|А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»]]<br /> | | # [[Медиатека:Брюллов А.П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1831-1832|А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Крамской. Портрет Менделеева|И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»]]<br /> | | # [[Медиатека:Крамской. Портрет Менделеева|И.Н. Крамской. «Портрет Д.И. Менделеева»]]<br /> |
Строка 63: |
Строка 54: |
| # [[Медиатека:Серов В.А. Портрет княгини Ольги Орловой|В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой]]<br /> | | # [[Медиатека:Серов В.А. Портрет княгини Ольги Орловой|В.А. Серов. Портрет княгини Ольги Орловой]]<br /> |
| # [[Медиатека:Борисов-Мусатов В.Э. «Призраки»|В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»]]<br /> | | # [[Медиатека:Борисов-Мусатов В.Э. «Призраки»|В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. 2000|Д.А. Белюкин. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Кузьмин Н.В. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1930-1940|Н.В. Кузьмин. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Илл. к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»|А.А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Кукрыниксы. Вадим Рощин|Кукрыниксы. Вадим Рощин. Иллюстрация к роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам»]]<br> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
Строка 70: |
Строка 65: |
| # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br> | | # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br> |
| # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Туле|Здание Дворянского собрания в Туле]]<br> | | # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Туле|Здание Дворянского собрания в Туле]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Здание Дворянского собрания в Москве|Здание Дворянского собрания в Москве]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл|Ландшафтный сквер «Дворянское гнездо». Орёл]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Л.М. Савельева и В.В. Тихонов в роли Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Кадр из фильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|Кадр из фильма «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. Первый бал Наташи Ростовой]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра|Сцена из спектакля «Вишнёвый сад» по пьесе А.П. Чехова в постановке Малого театра]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Юрий Живаго в исполнении О.Е. Меньшикова в фильме А.А. Прошкина «Доктор Живаго». 2003 |Кадр из фильма «Доктор Живаго» А.А. Прошкина]]<br /> |
| | | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 2)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», 1 серия (фрагмент)|Фильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад». 1983 г. (фрагмент)|Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)|Фильм Г.Л. Рошаля «Хождение по мукам» (Рощин и Телегин о России)]]<br> |
| | | |
− | | + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/evoneg2_pf_2 Что вернуть Евгению Онегину]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/evoneg1_pf_1 Дуэль? – Дуэль!]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/evoneg2_pf_3 А.С. Пушкин о Евгении Онегине]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/tatlari_pf_1 Как узнать Татьяну Ларину]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_1 Как узнать Наташу Ростову]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/oblomov_pf_2 Что вернуть Обломову]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Социальные слои]] | | [[Категория:Социальные слои]] |